В последние дни немало говорят и пишут о назначении Олега Митволя префектом московского САО. Хорошо это для округа или плохо – время покажет. У меня на счет нового витка в карьере Митволя есть частные соображения. А именно: не вполне ясны перспективы, судьба «Зеленой альтернативы», создателем и мотором которой как раз и является Олег Львович.
Не то, чтобы я был личным симпатизантом Митволя-политика или «Зеленой альтернативы». Скорее, я сторонник того, чтобы наша партийная система постепенно европеизировалась. Сейчас она причудливо деформирована. Это фьюжн, всецело подчиненный актуальной конъюнктуре. У нас есть, например, либералы-государственники. Или социалисты-патриоты, отстаивающие консервативные ценности. В то же время за 20 лет демократии в стране не сложилось сколько-нибудь цельной и стабильной экологической партии, а все попытки ее создать оборачивались пшиком. И это притом, что экология – острейшая проблема современности, а в Европарламенте «зеленые» - одна из наиболее влиятельных фракций.
Политизация экологии, конечно, не сделает Россию европейским государством – она будет означать лишь, что мы перенимаем европейскую политическую методологию. Вместо конъюнктурных гибридов – стабильные образования, делающие политику из конкретных долгоиграющих проблем.
Олег Митволь, комментируя для «НГ» свое новое назначение, сказал следующее: «Вы не забыли, что «Зеленая альтернатива» создавалась для того, чтобы экологи могли работать в муниципалитетах? Моя работа соответствует нашей уставной деятельности». На мой взгляд, такие цели – стратегическая ошибка. Свидетельствуют они либо о недооценке потенциала «политэкологии», либо об общем политическом пессимизме, либо о несерьезном отношении к делу. Как проблема, экология глобальна, разрезать ее на лоскуты и раздать местным чиновникам не получится.
Весной на выборах главы Можайского района Подмосковья победил Дмитрий Беланович из «Зеленой альтернативы». Причем победил он местных единороссов. «Мелковато»? «Локально»? «Тот же статус, что и у Митволя»? Возможно, но есть и разница. Выборы – это проверка на пригодность политических проектов, а где в России их проверять, как не на уровне мэров? Назначение же – оно и есть назначение.
Выборы в Можайске показали, что тема защиты окружающей среды: а) востребована и б) практически бесхозна. Она еще не обросла щетиной ура-патриотизма («Россия – родина экологов»), антизападничества («Нашей окружающей среде вредит Запад!»), антилиберализма («Либералы ненавидят «эту страну», в том числе ее реки, леса и поля!») и прочих «измов». Возможно, политики находят российских граждан примитивными и считают, что политическую кашу в нашей стране можно сварить лишь из пыли под танковыми гусеницами и известки колоколен, а обыгрывать на выборах можно только повальный инфантилизм. Между тем политику можно делать и из гораздо более «приземленных» материй. Например, из того, что человек хочет дышать свежим воздухом┘
Может случиться так, что Олег Митволь на своем посту будет преуспевать, а «Зеленая альтернатива» рассыплется на фрагменты, которые со временем втянет в себя политический пылесос марки «Единая Россия». Может случиться и так, что Митволь будет преуспевать, а движение вытолкнет из своих рядов вперед новую харизматическую фигуру. И будет партия. И получит она «добро» в Кремле. И будет в российском политическом пространстве хотя бы одно объединение, на которое мы с легким сердцем повесим внятный европейский ярлык. Впрочем, зная наши реалии, скорее можно ожидать, что новому харизматику вовремя предложат чиновничье кресло, и он согласится быть лесником, который пришел и всех разогнал. А «политэкологии» в стране как не было, так и не будет.