06.02.2009 00:00:00

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Смирнов, шеф-редактор НГ-Интернет

Тэги: нло, космос, галактика

Сегодня ВВС со ссылкой на Международный астробиологический журнал (International Journal of Astrobiology) распространило новость о занимательном исследовании, проведенном шотландским ученым Дунканом Форганом, посвященном наличию разумной жизни во Вселенной. Форган утверждает, что ему удалось рассчитать количество разумных цивилизаций в нашей галактике. Итак, если верить выводам ученого из Эдинбурга, то в пределах Млечного пути с нами соседствуют от 361 до 38000 разумных цивилизаций.

Выводы Форгана основаны на созданной им модели галактики, похожей на нашу. То есть, он взял за основу спиральную галактику, состоящую из 150-200 миллиардов звезд радиусом примерно 2х104 парсек. Основываясь на современных исследованиях и открытиях так называемых экзопланет, а также на исследованиях о том, как, где и при каких условиях может возникнуть жизнь, ученый создал три вероятных сценария развития разумной жизни, откуда и получил количество разумных цивилизаций.

Проведенный расчет цивилизаций столь же «математичен», сколь и само существование экзопланет. Вероятность существования планетных систем у других звезд нашей галактики и других звездных систем очень высока, и современные исследования позволяют говорить о существовании как минимум 330 планет, принадлежащих другим звездам. Однако обнаружение этих планет затруднено огромными расстояниями, малыми размерами небесных тел и многими другими факторами. Современные методики позволяют на основе действий, которые оказывают планеты на соседние с ними объектами, достаточно точно прогнозировать их существование. Но увидеть эти планеты практически невозможно, и уж тем более достичь их в обозримом будущем. И далеко не факт, что открытые экзопланеты пригодны для возникновения и развития жизни, и уж тем более разумной. Исследования Фогана опираются все же на допущения, догадки, гипотезы и неполные данные, поэтому вряд ли информацию о количестве разумных существ в нашей галактике можно считать хоть сколько-нибудь соответствующей реальности. Но догадка Фогана вполне может оказаться гениально верной, как это не раз случалось в науке.

Фоган, хоть и насчитал до 38000 цивилизаций, говорит, что контакт с ними вряд ли возможен. Интересно, почему он так думает? Или он имеет в виду только нашу Галактику? Кстати, ближайшая к нам галактика – Большое Магелланово облако – отстоит от нас на расстоянии 170000 световых лет, а ближайшая спиральная галактика (почти как наша родная) – знаменитая Туманность Андромеды - и того дальше: 2,3 млн. световых лет. При существующем на Земле развитии науки и техники достижение даже ближайшей после Солнца звезды (Проксимы Центавра – 4 св. года) оказывается невозможным и по большому счету бессмысленным с точки зрения ценности научных данных, привезенных экспедицией (если она вообще туда долетит и вернется).

Но вместе с этим не затухают разговоры о присутствии инопланетян в Солнечной системе. Причем порой разговоры приобретают вполне серьезные формы. Проблемой внеземных цивилизаций занимаются огромное количество людей и ряд крупных организаций, включая государственные. А уж число зарегистрированных «посещений» за последние 20-30 лет позволяет думать о том, что пришельцы буквально кишат на орбите Земли и «прописались» на Луне. Помимо курьезных сообщений, есть вполне серьезные исследования, основанные на докладах летчиков, космонавтов, астрономов и других специалистов, имеющих непосредственное отношение к космосу. Все эти данные, по устоявшемуся мнению, якобы скрываются в секретных архивах НАСА, ЕКА и других подобных организаций. Есть гипотеза, что данные засекречены якобы потому, что, по мнению властей, Земля еще не готова признать факт существования инопланетян. Среди самых интересных и правдоподобных фактов посещения можно назвать Розвеллскую историю, которая, опять же по непроверенным данным, стала основанием для создания знаменитой «Зоны-51» - секретной авиабазы в штате Невада.

Ясно одно: чтобы долететь до Земли любой разумной расе потребуются технологии и знания, сегодня нам неизвестные. Особенно это касается преодоления чудовищных расстояний между планетными системами, что делает полет даже со скоростью света бессмысленным с точки зрения исследований. Но кто знает, что для инопланетян имеет смысл, а что нет?