Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский на пресс-конференции в Вашингтоне пообещал предоставить России право на инспектирование объектов американской системы ПРО (которые еще предстоит разместить!) При этом Польша готова пойти на «почти, но не совсем постоянное» размещение российского личного состава. Сикорский ссылается на исторические сложности во взаимоотношениях наших стран. По его мнению, польская общественность «была бы чувствительна к постоянному расквартированию российских войск».
Похвально то, что министр внимателен к общественному мнению. Если бы в своей внимательности польские власти были еще и последовательны, цены бы им не было. В августе, по данным опроса польского Центра исследований общественного мнения (Centrum badan opinii spolecznej, CBOS), лишь 27% поляков выступали за («решительно за» или «скорее за») размещение ПРО. 56% были против этой инициативы. В сентябре, после осетинских событий, картина изменилась. Но не столь значительно, как этого можно было бы ожидать: 41% - «за», 46% - «против». Решительных сторонников ПРО по-прежнему очень мало – всего 15%, а большинство поляков оценивает эту инициативу скептически.
Это не сиюминутные настроения: сторонники размещения «противоракетного щита» в Польше, начиная с января 2006 года, были в заметном меньшинстве. Однако негативное общественное мнение совершенно не мешало правительствам Казимежа Марчинкевича, Ярослава Качиньского, а затем и Дональда Туска вести переговоры с американцами. Разумеется, шаги власти могут быть непопулярными и в то же время эффективными. Далеко не всегда в вопросах безопасности государство может и должно считаться с тем, как воспринимает ту или иную проблему народ (многоопытный и мудрый камердинер не всегда ведь буквально следует всему, что говорит его взбалмошный хозяин). Однако это вовсе не значит, что к общественному мнению нужно взывать тогда, когда это удобно. А когда неудобно – попросту его игнорировать.
Совершенно непонятно, о каком «расквартировании российских войск» говорит пан Сикорский. Постоянный мониторинг и инспекция объектов ПРО не осуществляется силами батальона солдат или танковой роты. Для этого нужно несколько офицеров - не более. Их присутствие в Польше не вызовет общественных протестов – если, конечно, сами польские политики не станут раздувать из мухи слона.
В польской прессе о «проблеме ПРО» пишут немало. Пишут, например, о том, что системы ПРО в Польше и Чехии не способны уничтожить даже пятую часть направленных на США ракет. О том, что это хорошо понимают в Кремле и преувеличивают масштаб проблемы в пропагандистских целях. В то же время польские власти даже собственных граждан (на мнение и настроение которых теперь кивает министр Сикорский) не смогли убедить в том, что размещение ПРО необходимо для предотвращения возможных атак со стороны Ирана или Северной Кореи. По данным прошлогодних соцопросов, лишь 2% поляков верят в то, что «американский щит» призван защитить страну от террористов.
Действительно, лишь 18% поляков, как показывает майский опрос CBOS, допускают инспектирование объектов ПРО со стороны России. Однако правительство, решившись запустить непопулярный проект, все-таки должно руководствоваться соображениями целесообразности, а не общественными настроениями. ПРО направлена против Ирана и КНДР? Все честно и открыто? В таком случае совершенно излишней выглядят возня вокруг потенциальных российских инспекторов, «историческая политика» и избирательные апелляции к гласу народа. Все это лишь подогревает подозрительность, которую поляки (отчасти небезосновательно) считают излишней и пропагандистской по сути.