0
16940
Газета Коллекция Интернет-версия

30.05.2014 00:01:00

«Я, как и все, знала про Красную дверь»

Тэги: биеннале, рогинский, баженова


биеннале, рогинский, баженова Временные рамки коллекции Баженовой – с XIV по XXI век. Фото предоставлено Фондом Михаила Рогинского

В рамках параллельной программы XIV Венецианской архитектурной биеннале в Университете Ка Фоскари 7 июня откроется выставка Михаила Рогинского «По ту сторону Красной двери». «Красная дверь» 1965 года – просто дверь, разве что поменьше. Одна из самых известных работ художника, на искусство которого часто поспешно вешают ярлык «русского поп-арта». И еще это единственная на выставке вещь российского периода, остальные созданы после 1978-го, когда Рогинский уехал во Францию. Но о том, что покажут «По ту сторону…», разговор отдельный. А пока президента Фонда Михаила Рогинского, коллекционера и издателя Art Newspaper Russia Инну БАЖЕНОВУ о фонде и о тех, кто кроме Рогинского есть в ее собрании спросила корреспондент «НГ» Дарья КУРДЮКОВА.

– Инна, как, когда появилась ваша коллекция?

– Я начала собирать живопись около 10 лет назад. Первый импульс был такой – в новом доме надо было чем-то украсить стены, я хотела купить картины. Для интерьера. Оказалось, что существует много возможностей приобрести искусство в Москве. Потом оказалось, что есть много вариантов владения искусством. Я увлеклась, теперь я коллекционер.

– А первая работа чья была?

«Красная дверь» – одна из самых известных работ художника Рогинского.  Фото предоставлено Фондом Михаила Рогинского
«Красная дверь» – одна из
самых известных работ
художника Рогинского.  
Фото предоставлено 
Фондом Михаила Рогинского

– Первой моей покупкой была картина московского художника Виктора Разгулина – только я не знала тогда, что это покупка для коллекции. Нас с художником связывали дружеские отношения и до сих пор связывают. И его живопись мне не перестала нравиться.

– Два года назад в Пушкинском музее была выставка «Портреты коллекционеров», там ведь было несколько произведений из вашей коллекции – Альбер Марке, Сёра – совсем другая эпоха. Как хронологически ограничено собрание?

– У него очень широкие временные рамки – сейчас с XIV по XXI век. Может быть, станут еще шире. Географические рамки тоже широки – это все те европейский страны, где искусство достигало расцвета. Если Голландия, то XVII век, если Германия, то XV, если Франция, то XVIII и рубеж XIX–XX веков. До XV века имен художников нет – это анонимы. Правда, моего каталонского анонима XV века эксперт из Университета Барселоны совсем недавно атрибутировал как работу Гонсала Периса – одного из самых значительных позднеготических художников.

Если продолжать тему испанской живописи, то очень важная работа – натюрморт Хуана Сурбарана, она уже год путешествует по выставкам, в следующем поедет в Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде. В коллекции есть прекрасные утрехтские караваджисты – Тербрюгген и Бабюрен – прямые предшественники (практически учителя) Вермеера. 

Среди французов мои любимцы Буше, Фрагонар, Шарден, недавно к собранию графики добавился рисунок Ватто. У меня в коллекции много русских художников, преимущественно тех, кто выдерживает конкуренцию с лучшими европейскими образцами, тех, кто встроен в контекст мирового искусства.

– А почему вы решили собирать Рогинского? Вы дружили?

– Нет, увы, с Михаилом я знакома не была. Я немного знала его произведения – те, что висят в Третьяковке, знала, как и все, про «Красную дверь». Но по-настоящему я познакомилась с его творчеством благодаря его вдове Лиане Рогинской. Я считаю его выдающимся, абсолютно европейским художником уровня, допустим, Фрэнсиса Бэкона. Я говорю не о рыночной цене, а о масштабе таланта.

У меня больше 20 произведений Рогинского разных периодов его творчества, созданных и в СССР, и во Франции, в разные десятилетия. Я очень люблю его натюрморты 1970-х годов – мощные вещи, суровые, в духе испанского бодегона. Люблю период конца 1990-х – начала нулевых, его городские, московские циклы. Мне очень нравится его «Светлая куртка» – она у меня в доме создает целый угол пространства, картина сама его формирует вокруг себя.

– Как возник Фонд Рогинского и какие его ближайшие планы?

– Фонд появился по инициативе двух людей – моей и Лианы Рогинской. Его задача – изучение творчества Рогинского и его популяризация. За недолгое время существования фонда была проделана огромная работа по реставрации творческого наследия Михаила Рогинского, предварительные работы по его каталогизации. Сейчас – первый публичный шаг – выставка в рамках Архитектурной биеннале с каталогом на четырех языках. Фонд и в дальнейшем будет вести научную и выставочную деятельность, планируется со временем издание каталога-резоне всех его работ, что, как известно, большое подспорье для репутации художника и залог его долговечности, если не сказать – бессмертия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
936
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
584
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1140
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1129

Другие новости