Французская открытка 1893 года, выпущенная по поводу прибытия российской эскадры в Тулон.
Прочитал недавно в одном журнале установочную статью под названием «В Париж за открытками». Полезная публикация. Автор рекомендует отечественным филокартистам отправляться на поиски русских открыток предпочтительно в парижские стационарные магазины типа «Санкт-Петербург», что на улице Друо, а также на регулярно проходящие ярмарки для коллекционеров.
Перспективы, видимо, заманчивые: русские старые открытки можно встретить у продавцов антикварных рынков, хотя здесь специально отведенных для филокартистов рядов нет, их приходится искать по всему рынку. Самые крупные из них в Париже проходят в районе Сент-Оуэн, что у метро Порт Клинанкур, а также на окраинах. Работают они только по выходным, как и ярмарки.
Кстати, и в Берлине так называемые блошиные рынки открыты по субботам и воскресеньям, и один из крупнейших располагается на улице 17 июля. Правда, здесь найти русские открытки – дело везения. Но зато┘ Германия славится не этим. В то время как автор парижской зарисовки ни словом не обмолвился об аукционах, наш человек в Германии в поисках «русского материала», в частности открыток, ориентируется именно на аукционы.
В Кельне Международный аукционный дом «Эберхард Михаэлис» с открыточным направлением. В сводках он встречается пореже, но в солидности не уступает другим. На торгах юбилейного 25-го аукциона несколько лет назад был представлен отборный материал. Здесь были открытки по мотивам работ Василия Кандинского. Кроме того, отметим открытки времен Первой мировой войны русского происхождения. Все пять экземпляров – антикайзеровские карикатуры. Более двух десятков насчитывали опять же наши открытки периода Второй мировой войны: это пропагандистские антигитлеровские выпуски с карикатурами, один из них с автографом Бориса Ефимова.
Отметим, что в глазах охотников за русскими открытками на германских аукционах ценностью являются иллюстрированные издания рубежа XIX–XX вв. Видимо, можно говорить о моде на рисованные открытки России 1898–1906 гг. в стиле модерн. Случаются массовые вбросы, как на 257-м аукционе филателистической фирмы «Шванке унд зон» в Гамбурге. Тогда ушел с молотка лот из 310 открыток России и Балтии выпуска 1900 г. и позднее.
Вообще в Германии два главных открыточных центра: Гамбург и Мюнхен. Специализирующаяся на открытках гамбургская фирма «Мартин Бернгард» на 78-м аукционе дорого продала полный комплект из 12 открыток с эскизами костюмов Бакста на балетные мотивы «Русский балет». Они объединены в оригинальный конверт с подписью Бакста. Высоко оценена литографская открытка с афишей выставки «Русский балет» (Германия, 1913 г.). На том же аукционе приобретались наши открытки 1898–1912 гг. с изображениями шарманщика, граммофона, первого студенческого симфонического оркестра. В районе Гамбурга, в Нордерштедте, проходят с интервалом в 5 месяцев торги открыточной фирмы «Хельмут Лабан». На ее аукционах рекордных продаж достигали в последнее время русские портретные открытки на модную монархическую тему (династия Романовых и т.д.).
В Мюнхене один из крупнейших аукционных домов – «Франц Майкснер» проводит торги каждые 3–4 месяца. На 71-м аукционе русские открытки с видами Москвы, Одессы, Кронштадта и с «русскими типами» предлагались по 6–7 евро. Для сравнения отметим, что иная стартовая котировка отличала русский материал на аукционах фирмы «Хартмут Райт» в Ланггенсе. Обилием лотов отличился под занавес 2004 г. ее 44-й аукцион, в первую очередь с русскими видовыми открытками 1899 г. серии «Gruss aus┘» («Привет из┘»), в том числе пара приветов из Одессы. Стартовые цены – до 12 евро.
Наконец, заслуживают упоминания «кочующие» по европейским аукционам подборки лотов с востребуемой геральдической символикой. Это выпуски двух серий: нумизматической (монеты) и филателистической (почтовые марки). В каждом случае непременный элемент – герб или флаг как символы государства.
Родина таких открыток в основном Германия, печатавшая их на высшем полиграфическом уровне, часто с использованием рельефной печати. Нашим коллекционерам знакома крупнейшая серия открыток с рекламой марок, насчитывающая 100 номеров. Издатель – известная фирма «Оттомар Циер» (Ottomar Zieher) из Мюнхена. Порядковый номер открытки с русской тематикой – 27. На лицевой стороне почтовой карточки – марки одиннадцатого и двенадцатого выпусков России 1889 и 1892 гг.
Наиболее часто встречается подобная «русская» геральдическая открытка на аукционах таких крупных фирм, как «Франц Майкснер» (Мюнхен), «Мартин Бернгард» (Гамбург) и др. Естественно, стартовые цены ставит каждая фирма по-своему. Например, на одном из недавних торгов аукционного дома «Мартин Бернгард» экземпляры как нумизматической, так и филателистической серии стартовали с оценкой до 15 евро. У Майкснера последняя оценивалась на старте в среднем по 7 евро за экземпляр, всего на торгах было представлено лишь 12 единиц с рекламой марок. Нумизматическая же тематика на геральдических открытках неизменно выставляется на торги с более высокой котировкой. Так, альбом, включавший 36 открыток с монетами (включая российские), выполненных рельефной печатью, предлагавшийся на торгах аукционного дома «Юрген Гётц» в Оберкирхе, ушел более чем за 400 евро!
Особенность этих торгов в том, что выставлялись только тематические подборки и целые коллекции вроде упомянутого альбома. Россию представляли три коллекции – по 580, 450 и 345 открыток. Вкрапления русского материала были и в тематических подборках. Например, один крупный лот из 840 открыток «Международные выставки и ярмарки» включал открытку с видом павильона России на Всемирной выставке 1900 года в Париже.