0
4828
Газета Коллекция Интернет-версия

20.05.2005 00:00:00

Имперские мотивы

Тэги: россика, история


россика, история Французская открытка-карикатура на Николая II.

Эти заметки, думается, следует рассматривать как заявку на тему, которую практически обошла стороной наша филокартическая литература. Да и как иначе, если многие десятилетия она «обслуживала» совсем иной культ┘

В последнее десятилетие XIX столетия образовался целый пласт зарубежной открыточной «россики». Его формирование проходило под знаком общей политизации и нараставших антагонистических противоречий между ведущими державами Европы. Расширялась прикладная функция издававшихся открыток, стали появляться почтовые карточки с актуальными карикатурами на царствующих особ. Заметное место заняли выпуски французских фирм. Появление дружеских шаржей на открытках, посвященных Николаю II, пришлось на период оживления дружественного русско-французского союза.

Какой же была тематика ранней «россики»? Самое видное место заняла «царская ниша». Открытки выпускали как многоцветные, так и черно-белые. Преобладали последние, печатавшиеся преимущественно по фотографиям 1900–1901 гг. И на документальных, и на рисованных портретах-карикатурах фигурировал Николай II как символ российского самодержавия. Повышенную коллекционную ценность представляли сюжеты на карточках-полуфабрикатах. Такая типографская «заготовка» с однотонным черно-белым рисунком поступала к художнику на цветную роспись от руки. Большей частью такая открытка приобретала окончательный вид при наличии специальной надпечатки по-французски: «Тираж – 50 (40) штук. Экземпляр №┘» Нумерация вносилась от руки. Стоимость таких выпусков колебалась от 80 долл. и более. Определились следующие тематические группы: открытки разрисованные (разные сюжеты); открытки на тему русско-французской дружбы; русско-японская война; Первая мировая война (включая открытки германских издателей). Вот на этих четырех группах и замыкалась тематика открыток-карикатур.

Стимулом для расширения «царской ниши» стал визит императора во Францию в 1902 г. Тогда французские издатели сполна отдали должное главе монархии. Причем портретные серии потеснили популярные документальные открытки со сценами совместных маневров.

Примерно к тому времени появился крен в сторону царствующего дома. На многих французских открытках запечатлены как семейные портреты, так и отдельные лица – императрица Александра Федоровна, наследник-цесаревич Алексей Николаевич. Все они, как правило, выполнены по фотографиям.

Следует отметить и интересную открытку германского происхождения. Она была отпечатана местным издательством в Дармштадте с традиционным «Привет из Дармштадта!». Выпуск был приурочен к визиту в этот город в октябре 1897 г. императорской четы из Петербурга. Судя по почтовому штемпелю с места отправки, открытка использована по прямому назначению уже с начала октября.

Но началась Первая мировая война. «Открыточная» Россия сразу преобразилась, пошла интенсивная реклама персон антигерманского альянса. Для типографий союзников излюбленным сюжетом стала вся четверка, как нынче говорят, VIP-персон: Николай II, Георг V, Пуанкаре и бельгийский король Альберт.

Патриотически настроенные издатели продолжали выпускать открытки во славу особ дома Романовых, причем многих вдохновило отмечавшееся в 1913 г. 300-летие. Популярностью пользовались Петр I, Екатерина Великая, Павел I. Целую серию открыток составила галерея российских полководцев. Среди них – главнокомандующий Русской армией великий князь Николай Николаевич, великий князь Константин. Но основным сюжетом на многие годы оставался русский монарх. Соответственно и цены на открытки были «на уровне», а зигзаги европейской политики по меньшей мере дважды за первые десятилетия века «работали» на авторитет царя. Надо заметить, цены колебались незначительно – в зависимости от качества открыток – и приобретались как сувениры, а лишь потом разыскивались коллекционерами.

И вот открытка с портретом Николая II, побывавшая в почтовом обращении на французской территории, оценивается нынче в Москве в 3150 руб. Здесь просматривается тенденция отдавать преимущество «живому материалу», то есть побывавшему в почтовом мешке┘ Тем более с датой, зафиксированной почтовым штемпелем: 23 октября 1916 г. Ранние открытки с царским портретом, если сравнивать с другими периодами, сдавались на почту в Париже и других городах 18–25 сентября 1901 г. На московском открыточном рынке они оцениваются в среднем в 2500 руб., хотя экземпляр, выполненный многоцветной печатью (с почтовым прохождением), оценивается и в 3150 руб.

Пользовался спросом как за рубежом, так и у нас портрет императора, перенесенный на открытку по известной картине маслом, написанной Серовым. Если исходить их факта, что печаталась открытка разными типографиями, используя и черно-белую, и цветную печать, то тиражи могли быть немалые. Просмотрев выпуски парижской и других типографий, убеждаешься: градация цен – 2520 руб., 3150 руб., 5250 руб. – вполне оправданна. Кстати, попавшие в почтовый оборот такие же открытки российского издания, использованные в переписке Франция–Россия, встречались реже.

Выпуски с изображением Николая II в кругу семьи можно было встретить среди открыток с европейским почтовым происхождением. Преимущественно это корреспонденция бельгийского и голландского происхождения. Меньше издавались в тот период русские сюжеты на открытках германских фирм. Хотя уже в первые недели с открытием военных действий появились открытки с карикатурами. Одним из пионеров подобных выпусков следует считать мюнхенского издателя Оттмара Циера. На одной из его открыток изображены «в соответственном» оформлении, в виде трилистника, Николай II, Пуанкаре и Георг V.

┘Бурная история «царской ниши», внесшей оживление в русские мотивы на зарубежных выпусках, оказалась недолговечной. Но открыточная «россика» выдержала испытание временем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1091
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1055
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
874
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
995

Другие новости