0
4809
Газета Коллекция Интернет-версия

20.05.2005 00:00:00

Имперские мотивы

Тэги: россика, история


россика, история Французская открытка-карикатура на Николая II.

Эти заметки, думается, следует рассматривать как заявку на тему, которую практически обошла стороной наша филокартическая литература. Да и как иначе, если многие десятилетия она «обслуживала» совсем иной культ┘

В последнее десятилетие XIX столетия образовался целый пласт зарубежной открыточной «россики». Его формирование проходило под знаком общей политизации и нараставших антагонистических противоречий между ведущими державами Европы. Расширялась прикладная функция издававшихся открыток, стали появляться почтовые карточки с актуальными карикатурами на царствующих особ. Заметное место заняли выпуски французских фирм. Появление дружеских шаржей на открытках, посвященных Николаю II, пришлось на период оживления дружественного русско-французского союза.

Какой же была тематика ранней «россики»? Самое видное место заняла «царская ниша». Открытки выпускали как многоцветные, так и черно-белые. Преобладали последние, печатавшиеся преимущественно по фотографиям 1900–1901 гг. И на документальных, и на рисованных портретах-карикатурах фигурировал Николай II как символ российского самодержавия. Повышенную коллекционную ценность представляли сюжеты на карточках-полуфабрикатах. Такая типографская «заготовка» с однотонным черно-белым рисунком поступала к художнику на цветную роспись от руки. Большей частью такая открытка приобретала окончательный вид при наличии специальной надпечатки по-французски: «Тираж – 50 (40) штук. Экземпляр №┘» Нумерация вносилась от руки. Стоимость таких выпусков колебалась от 80 долл. и более. Определились следующие тематические группы: открытки разрисованные (разные сюжеты); открытки на тему русско-французской дружбы; русско-японская война; Первая мировая война (включая открытки германских издателей). Вот на этих четырех группах и замыкалась тематика открыток-карикатур.

Стимулом для расширения «царской ниши» стал визит императора во Францию в 1902 г. Тогда французские издатели сполна отдали должное главе монархии. Причем портретные серии потеснили популярные документальные открытки со сценами совместных маневров.

Примерно к тому времени появился крен в сторону царствующего дома. На многих французских открытках запечатлены как семейные портреты, так и отдельные лица – императрица Александра Федоровна, наследник-цесаревич Алексей Николаевич. Все они, как правило, выполнены по фотографиям.

Следует отметить и интересную открытку германского происхождения. Она была отпечатана местным издательством в Дармштадте с традиционным «Привет из Дармштадта!». Выпуск был приурочен к визиту в этот город в октябре 1897 г. императорской четы из Петербурга. Судя по почтовому штемпелю с места отправки, открытка использована по прямому назначению уже с начала октября.

Но началась Первая мировая война. «Открыточная» Россия сразу преобразилась, пошла интенсивная реклама персон антигерманского альянса. Для типографий союзников излюбленным сюжетом стала вся четверка, как нынче говорят, VIP-персон: Николай II, Георг V, Пуанкаре и бельгийский король Альберт.

Патриотически настроенные издатели продолжали выпускать открытки во славу особ дома Романовых, причем многих вдохновило отмечавшееся в 1913 г. 300-летие. Популярностью пользовались Петр I, Екатерина Великая, Павел I. Целую серию открыток составила галерея российских полководцев. Среди них – главнокомандующий Русской армией великий князь Николай Николаевич, великий князь Константин. Но основным сюжетом на многие годы оставался русский монарх. Соответственно и цены на открытки были «на уровне», а зигзаги европейской политики по меньшей мере дважды за первые десятилетия века «работали» на авторитет царя. Надо заметить, цены колебались незначительно – в зависимости от качества открыток – и приобретались как сувениры, а лишь потом разыскивались коллекционерами.

И вот открытка с портретом Николая II, побывавшая в почтовом обращении на французской территории, оценивается нынче в Москве в 3150 руб. Здесь просматривается тенденция отдавать преимущество «живому материалу», то есть побывавшему в почтовом мешке┘ Тем более с датой, зафиксированной почтовым штемпелем: 23 октября 1916 г. Ранние открытки с царским портретом, если сравнивать с другими периодами, сдавались на почту в Париже и других городах 18–25 сентября 1901 г. На московском открыточном рынке они оцениваются в среднем в 2500 руб., хотя экземпляр, выполненный многоцветной печатью (с почтовым прохождением), оценивается и в 3150 руб.

Пользовался спросом как за рубежом, так и у нас портрет императора, перенесенный на открытку по известной картине маслом, написанной Серовым. Если исходить их факта, что печаталась открытка разными типографиями, используя и черно-белую, и цветную печать, то тиражи могли быть немалые. Просмотрев выпуски парижской и других типографий, убеждаешься: градация цен – 2520 руб., 3150 руб., 5250 руб. – вполне оправданна. Кстати, попавшие в почтовый оборот такие же открытки российского издания, использованные в переписке Франция–Россия, встречались реже.

Выпуски с изображением Николая II в кругу семьи можно было встретить среди открыток с европейским почтовым происхождением. Преимущественно это корреспонденция бельгийского и голландского происхождения. Меньше издавались в тот период русские сюжеты на открытках германских фирм. Хотя уже в первые недели с открытием военных действий появились открытки с карикатурами. Одним из пионеров подобных выпусков следует считать мюнхенского издателя Оттмара Циера. На одной из его открыток изображены «в соответственном» оформлении, в виде трилистника, Николай II, Пуанкаре и Георг V.

┘Бурная история «царской ниши», внесшей оживление в русские мотивы на зарубежных выпусках, оказалась недолговечной. Но открыточная «россика» выдержала испытание временем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2801
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3320
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2437
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4316

Другие новости