В только что ушедшем году состоялся сомнительный юбилей - в 1933-м был завершен в основном конкурс на проект Дворца Советов, и был выбран проект работы архитектора Иофана - 420 метровое сооружение с вращающимся Лениным на крыше.
Специально не занимаясь исследованием Дворца Советов, не собирая о нем целенаправленно какие-либо материалы, тем не менее я стал потихоньку владельцем некоторого количества изобразительного материала о нем, довольно занятного, чем и собираюсь поделиться с читателем.
...Вроде бы все хорошо и энергично начиналось. В течение дней двух снесли храм Христа Спасителя (против религии как таковой и, в частности, против христианства ничего не имею, но храм Христа Спасителя никогда мне не нравился, а особенно перестал нравиться после того, как мне довелось увидеть альбом с конкурсными проектами ХХС. С безукоризненным вкусом был выбран самый неудачный вариант. Это, безусловно, на мой вкус. Допускаю, что на этот счет, да и на любой другой, могут существовать и другие мнения.
Безусловно, он олицетворял образ царизма - системы консервативной, негибкой, неспособной к модернизации, что его и погубило в конце концов в 1917 году.
Большевики думали над его судьбой довольно долго (а может быть, руки не доходили), но в 1933 году все было решено. На этот раз выбран был самый удачный проект (при всей моей к Сталину нелюбви вынужден признать, что в архитектуре если он и не разбирался, то чувствовал вполне тонко).
Началось энергичное возведение восьмого чуда света. Все настолько были уверены в скором завершении его строительства, что сам его образ достаточно органично вошел в бытовую жизнь. То, что начал издаваться журнал "Дворец Советов", посвященный его динамичному строительству, неудивительно. Также и появление одноименной станции метро - а как же ее прикажете называть?
Но и его виртуальный образ неназойливо встал в ряд с основными символами Москвы - Кремлем, Домом Пашкова, - да, что-то я разогнался, а список уже закончился.
Самая, конечно, удивительная вещь из имеющихся у меня - это, безусловно, "указатель к плану г. Москвы" 1940 года. Сами по себе такие вещи, как планы городов, путеводители и т.п. - это вещи сугубо функциональные, и помещение на обложке путеводителя еще не построенного здания - это, безусловно, вещь в печати небывалая, но, я чувствую, настолько была велика вера скорое его появление не только на плане Москвы, но и в реальности, что никого это не смущало. Так же, как и изображение художником Е.Гольштейном Дворца Советов на обложке песни о Москве, появление Дворца Советов на конфетных коробках, пригласительных билетах и т.п. Не сомневаюсь, что ДС, будучи построен, был бы сразу же безоговорочно и заслуженно признан основным символом Москвы, как Эйфелева башня - Парижа, или Парламент с Биг-Беном - Лондона, но Дворец Советов, безусловно, был бы на порядок эффектнее всего вышеперечисленного (и не перечисленного!)
Вообще-то все это место выглядит жутко. Символично - символ 300-летнего дома Романовых - храм Христа Спасителя, такой же громоздкий и нескладный, потом Дворец Советов - символ нового государства, нового строя, с восторженным капитальным разрушением предыдущего, в муках рождающегося, насквозь фальшивого, но так же, как и коммунизм, символом которого он должен был служить, недостроенного; наконец, бассейн, как олицетворение сначала оттепели, а затем и застоя...
Теперь, после построения, так сказать, репринта - готов второй храм Христа Спасителя с использованием уже не тех материалов, с феерическим при строительстве воровством, и в итоге построенный за невероятные (раз в 10 меньшие) сроки, чем оригинал - посреди Москвы стоит некое нелепое сооружение, призванное олицетворять возрожденный капитализм, и олицетворяет оно его лучше, чем любой специально сделанный для этого памятник.
Достаточно сложно прогнозируема судьба как самого коммунизма, так и его символа - Дворца Советов, если бы как первое, так и второе было построено, что, впрочем, мне кажется, взаимосвязано. О том, сохранился бы коммунизм до нашего времени, - предположить сложно, да и страшновато, ну а Дворец Советов в его жизни ждали бы как минимум два серьезных испытания. Первое, безусловно, - это ВОВ, когда немецкие летчики имели бы очень хороший ориентир в Москве, в то время достаточно однородной по высоте, и, я думаю, каждому из них было бы соблазнительно записать на свой счет такую аппетитную цель.
Второе связано, на мой взгляд, тоже с авиацией. Не уверен, что камикадзе выбрали бы для своей цели Торговый центр в Нью-Йорке, если бы Дворец Советов возвышался в наше время посреди Москвы, а прилететь в Москву, как говорил Руст, никаких проблем.
Правда, наверняка это уже был бы не Дворец Советов, а скорее всего мэрия, так как у меня есть ощущение, что администрация мэрии, как каша в сказке, в СЭВе уже не помещается и ей бы не мешало расшириться в очередной раз.