0
1165
Газета Коллекция Интернет-версия

12.10.2001 00:00:00

Цветы и люди

Тэги: галерея, элизиум, выставка, цветы


В ДЕНЬ своего рождения, 17 октября, галерея "Элизиум" открывает очередную выставку - "Цветы и люди" (цветочный натюрморт в живописи и графике первого 30-летия ХХ века).

Как и люди, цветы рождаются, живут и уходят в назначенный срок. Их жизни тесно переплелись с людскими. Их много, как и людей. И как у людей, у них есть своя история. Благоухающий свежестью цветок, на котором еще не успели высохнуть капельки утренней росы, есть часть предметного мира, воплощенного художником в живописи. Этот особый жанр в изобразительном искусстве называется натюрмортом.

Мир натюрморта - это мир искусственной реальности, преображенной человеком. Чтобы попасть в натюрморт, цветы должны быть срезаны. С этого момента они зовутся букетом. Натюрморт - это изображение вещей, созданных руками человека. Натюрморт - это мир малых величин, композиционно укрупненных; изображение, увиденное вблизи, рассмотренное в деталях.

В натюрморте предметы вырваны из среды и предстают в соотношениях, являющихся результатом человеческой активности. Поэтому всякий натюрморт содержит в себе некое сообщение. Язык цветочного натюрморта сложен, символика многозначна. Повествовательный момент сведен до минимума. И, наконец, натюрморт фигурирует как специфическое проявление художественного стиля в его исторической эволюции. Особый интерес к "цветочному" натюрморту пробуждается в 80-е годы XIX века.

И.Левитан создает в этюдной манере интимные, полные лиризма "натюрморты настроения" ("Лесные фиалки и незабудки", 1889); И.Грабарь ("Хризантемы", 1905) и М.Ларионов ("Букет черемухи", 1909) размывают привычные границы жанра с помощью импрессионистической цветописи; К.Коровин средствами пленэрной живописи и фрагментарной композиции связывает отдельные предметы в органическое единство ("Розы и фиалки", 1912); В.Борисов-Мусатов намечает новые тенденции монументализации предмета ("Агава", 1897); предметный мир обретает символическое звучание в натюрмортах М.Врубеля ("Белая азалия", 1886-1887); аналитический характер натюрморта мы наблюдаем в творчестве П.Кончаловского ("Натюрморт с красными гладиолусами", 1915).

"Букетный" натюрморт начала ХХ века подтверждает, что он не менее благодатный жанр, чем все другие. Некоторые грани бытия воплощаются в нем наиболее остро, иначе, чем в произведениях другого жанра.

Как это принято в галерее "Элизиум", коллекция нынешней выставки составлена из 40 работ, находящихся в частном владении. Экспонентами "Цветов и людей" стали несколько московских собирателей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
603
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1287
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1130
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2156

Другие новости