0
6535
Газета СНГ Печатная версия

26.01.2022 19:47:00

Литва отказалась перевозить белорусские удобрения

Полноценному "включению" экономических санкций против Минска мешают интересы бизнеса

Тэги: литва, транзит, блокада, калийные удобрения, беларусь, экономические санкции

Политический кризис в Белоруссии 2020. Все статьи по теме



литва, транзит, блокада, калийные удобрения, беларусь, экономические санкции Белорусские калийные заводы несут убытки из-за блокады Литовской железной дороги. Фото Reuters

Литва заявила, что не будет перевозить белорусские удобрения из-за санкций. Белоруссия в ответ угрожает судом. По оценкам литовских экспертов, сумма ущерба, который Минск выставит Вильнюсу, составит не менее 600 млн евро.

В среду Литовская железная дорога (ЛЖД) сообщила, что отказала трем белорусским компаниям в заключении контракта на перевозку калийных удобрений. Пресс-релиз размещен на сайте компании. Речь идет о Белорусской калийной компании (БКК), «Белинтертранс» и «Белкалий-Мигао». Последним двум отказано из-за того, что они не имели партнеров в Литве. Заявку БКК изучает Координационная комиссия по национальной безопасности. Ранее сообщалось, что БКК хотела заключить договор с 24 января. Свою заявку она аргументировала тем, что ей необходимо выполнить «свои обязательства по реализации удобрений из Клайпедского порта». Кроме того, согласно информации ЛЖД, у них еще есть две заявки. От компаний Lit Salt Trade и Belintertrans Baltik. Их тоже рассматривает комиссия по нацбезопасности.

Ранее ЛЖД имела заключенный контракт на перевозку удобрений с «Беларуськалием». В середине января ЛЖД уведомила «Беларуськалий» о том, что прекращает транзит с 1 февраля. Решение связано с тем, что белорусский производитель удобрений попал под санкции США и ЕС. И если европейские санкции допускают исполнение контрактов до их окончания, то американские начинают действовать с 1 апреля.

Вообще изначально транзит должен был быть остановлен с 8 декабря. Вильнюс заявлял о своей готовности прекратить транспортировку с этой даты. Однако условия санкций предусматривали отсрочку до 1 апреля. В Литве уже за это время успело случиться несколько скандалов. ЛЖД пыталась обойти санкции и в октябре внесла изменения в контракт с «Беларуськалием», который позволил белорусскому производителю перечислить ЛЖД аванс за транзит в ноябре, декабре и январе. По данным литовских СМИ, речь шла о сумме в 10 млн евро. Тогда прошение об отставке в знак протеста написали два литовских министра – иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис и транспорта – Марюс Скуодис. Их отставка принята не была, но ЛЖД пыталась исправить ситуацию и вернуть аванс обратно, но банк его вернул. Вторую попытку прекратить транзит Литва назначила на 1 февраля.

Пока нет ясности, чем закончится эта история. ЛЖД отмечает в своих комментариях, что речь не идет о запрете транзита белорусского калия вообще, а о запрете сотрудничества с конкретными компаниями. Возможно, стороны все же договорятся о транспортировке с какой-то нейтральной компанией, не попавшей под санкции, которая сможет правильно оформить документы.

Дело в том, что для ЛЖД контракт на транспортировку белорусских удобрений чрезвычайно важен. Отсутствие транзита может грозить ЛЖД банкротством. Однако это не все проблемы. В среду белорусские официальные источники сообщили, что «Беларуськалий» намерен подать в суд на ЛЖД за разрыв контракта. «Позиция предприятия состоит в том, что заплатить Литовским железным дорогам придется всем, кто понесет убытки, в том числе партнерам «Беларуськалия» в других странах», – пишет государственное информационное агентство Белта. В сообщении фигурирует возможная цифра штрафа – 600 тыс. евро. «Балтийское государство использует свои железные дороги в качестве инструмента санкций и с 1 февраля намерено нарушить свои договорные обязательства и прекратить транзит удобрений», – пишет Белта.

В то же время ранее литовские СМИ со ссылкой на председателя комитета Сейма по экономике Казиса Старкявичюса писали, что сумма штрафа может составлять 600 млн евро. Парламентарий заявил, что такие штрафы станут шоком для литовской экономики в целом, а не только для ЛЖД. По его данным, контракт с «Беларуськалием» заключен до 2023 года. Потери компаний Литвы от прекращения транзита ранее эксперты в этой стране оценивали в 24 млн евро. Там отмечали, что рассчитывают на какие-то компенсации в связи с этим.

Болезненными могут быть последствия и для Белоруссии. Через Литву транспортируется 90% белорусского калия. Ежегодный объем его экспорта – порядка 2,5 млрд долл. Наиболее очевидным выходом из сложившейся ситуации эксперты рынка называют переориентацию на российские порты, однако, как уже ранее неоднократно отмечалось, тамошняя инфраструктура не позволяет увеличить объем перевалки. Помощь Белоруссии могла бы выразиться в объединении активов белорусских и российских калийщиков, полагают некоторые эксперты («НГ» писала об этом 14.01.22). Однако едва ли власти пойдут на то, чтобы отдать стратегическую отрасль. Аналитики рынка склоняются к тому, что будут задействованы некие серые схемы, на которые финансово зависимые литовские власти будут смотреть сквозь пальцы. 

Минск


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Этому поколению было что рассказать о войне

Этому поколению было что рассказать о войне

Ирина Осинцова

Бабушка руководила лабораторией по извлечению питательных веществ из "бадаевского продукта"

0
1281
Лондон разрешил Киеву ударить по Москве ракетами Storm Shadow

Лондон разрешил Киеву ударить по Москве ракетами Storm Shadow

Владимир Мухин

НАТО сосредотачивает свои войска вблизи границ Союзного государства

0
5978
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
4959
Разразится ли военная гроза над Днестром?

Разразится ли военная гроза над Днестром?

Андрей Сафонов

Давление на Приднестровье и Гагаузию усиливается

0
9736

Другие новости