Фото president.gov.by
Минфин Белоруссии в среду заявил, что прорабатывает с коллегами из РФ «механизм межбюджетных нефтяных расчетов». С апреля в Белоруссию начнет поступать российская нефть, условия те, на которых настаивал Минск. Пока в Минске выбирают, каким поставщикам отдать предпочтение, и ожидают от них новых уступок.
Речь идет о том, что часть премии за поставки нефти, которую Белоруссия все же заплатит российским поставщикам, ей компенсирует правительство России путем межбюджетных расчетов. О том, какие условия поставок согласовали Москва и Минск, рассказал премьер-министр Сергей Румас. Напомним, что о самом факте договоренности 21 марта сообщил президент Александр Лукашенко. Профильные ведомства их детали не разглашали.
По словам Сергея Румаса, Белоруссия и Россия договорились о том, что российские компании снизят размер премии за поставку нефти с прежних 11,7 до 4,7 долл. за тонну, то есть на 7 долл. Однако белорусские покупатели эту премию выплачивать все равно не будут, так как 4,7 долл. обязался компенсировать российский бюджет. «Беларусь с конца прошлого года вела переговоры о том, что нефть для переработки на наших НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы. – «НГ») российскими компаниями должна поставляться без премии», – подчеркнул премьер тот факт, что Белоруссии удалось настоять на своем.
Более того, по словам Сергея Румаса, сейчас Белоруссия «будет выбирать нефтяные компании, которые предложат лучшие условия поставки нефти». «Например, предоставят большую отсрочку уплаты за нефть», – пояснил он. Приоритет в сотрудничестве Минск намерен отдать тем поставщикам, которые поддержали в трудное время в январе–марте и поставляли нефть на белорусские НПЗ, причем без премии. «Это компании Гуцериева, это небольшие компании. Вот им при прочих равных условиях будет отдан безусловный приоритет», – уточнил глава правительства.
23 марта в «Роснефти», которая ранее являлась основным поставщиком нефти в Белоруссию, заявляли, что возобновлять поставки они готовы, но на своих условиях, то есть с премией. «Компания подтверждает, что решение о возобновлении поставок в Белоруссию принято именно на тех условиях, которые мы предлагали белорусской стороне, то есть с премией 5 долл. за тонну», – цитировали представителя «Роснефти» РИА Новости.
Комментируя по просьбе журналистов заявление «Роснефти», Сергей Румас подтвердил, что она, как, впрочем, и другие компании, не соглашалась работать без премии. Однако теперь, когда она сохраняется, но будет поступать из другого источника, «еще далеко не факт, что «Роснефть» окажется в числе поставщиков нефти», заявил Сергей Румас.
Ранее цена вопроса, из-за которого Москва и Минск не могут договориться о поставках нефти, оценивалась примерно в 240 млн долл. – 24 млн (тонн нефти) на 10 долл. (размер премии, который называли чиновники и представители нефтяного сектора). Однако уже сейчас очевидно, что Белоруссия сэкономит не столько, а может не сэкономить ничего.
Во-первых, возможности белорусских НПЗ все равно ограничены 2 млн т в месяц, а это значит, что даже при самом благоприятном сценарии до конца года они смогут переработать максимум 18 млн т. «Квартал уже прошел, поэтому здесь надо еще технические возможности заводов оценить. Как они смогут это все переработать», – говорил по этому поводу первый вице-премьер правительства Белоруссии Дмитрий Крутой.
Во-вторых, в мире из-за пандемии коронавируса снизилось потребление энергоресурсов и совершенно не факт, что Белоруссия сможет экспортировать нефтепродукты в прежних объемах. Как заявляли ранее в концерне «Белнефтехим», для удовлетворения внутренних потребностей стране достаточно 80% мощности одного из двух НПЗ.
В-третьих, Белоруссия вынуждена была заключить контракты с альтернативными поставщиками, и эта нефть продолжит поступать. Так, на этой неделе в Одессу прибыл третий танкер с азербайджанской нефтью, всего Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) поставит в марте 250 тыс. т. Велись переговоры с Саудовской Аравией. В разгар конфликта Александр Лукашенко распорядился диверсифицировать поставки нефти таким образом, чтобы доля российской не превышала 40%, «чтобы каждый год 31 декабря в двенадцать часов ночи не стоять на коленях». Правда, эксперты, вспоминая предыдущие попытки Белоруссии диверсифицировать поставки нефти, опасаются, что Александр Лукашенко снова откажется от этих планов, получив более дешевую российскую нефть.
Официальный Минск подчеркивает, что ему удалось добиться своего в переговорах с Россией. Формально это так, однако по сути на такой исход повлияла изменившаяся ситуация в мире – срыв сделки с ОПЕК и пандемия коронавируса, которые обрушили цены на нефть, и последовавшее снижение экономической активности и потребности в энергоресурсах. «В общем, Лукашенко в нефтяном противостоянии выиграл психологически, но в деньгах Беларусь, пожалуй, даже проиграла», – считает политический обозреватель Александр Класковский.
Минск
комментарии(0)