Президент Белоруссии грозится брать нефть для НПЗ из транзитной трубы. Фото с сайта www.president.gov.by
Президент Белоруссии утверждает, что некие силы в России хотят перейти от интеграции с Белоруссией к ее инкорпорации. Александр Лукашенко уже пожаловался на них Владимиру Путину и собирается продолжить экономическую интеграцию.
Александр Лукашенко в очередной раз рассказал белорусам о коварстве ближайшей союзницы. В Москве «понимают интеграцию как поглощение Беларуси Россией» и без объединения в единое государство не собираются выравнивать условия хозяйствования и цены на энергоносители, рассказал он, отвечая на вопросы работников Светлогорского целлюлозно-картонного комбината в пятницу, 14 февраля. Интерес вызывает тот факт, что из слов президента Белоруссии совсем непонятно, кто именно в России выставл яет такие условия и настаивает на инкорпорации.
Однозначно можно сказать, что это не президент России Владимир Путин. С ним Александр Лукашенко договорился даже не обсуждать тему создания политических наднациональных органов и всего того, что предусматривает та самая 31-я интеграционная карта, ставшая камнем преткновения. «Путин со мной согласился», – рассказал белорусский президент.
Более того, Владимир Путин даже не знает, что его чиновники предлагают Белоруссии. «Я передал ему эту информацию… говорю – почитай, что твои говорят здесь», – сказал он по поводу предложений Белоруссии войти в состав России в обмен на единые цены на нефть и газ. Конспирологическими и далекими от действительности он назвал обсуждаемые на уровне экспертов идеи создания единого государства Белоруссии и России для сохранения президентской власти в руках Владимира Путина. «Нет у Путина такой цели», – уверен Александр Лукашенко. «Ну а если и было, то мы два года назад условились… никакого вхождения Беларуси в Россию», – рассказал он. Впрочем, есть один вариант, при котором объединение возможно, – «если Россия вступит в состав Беларуси, если белорусский президент станет президентом этого общего государства». «В каждой шутке есть доля шутки», – добавил Александр Лукашенко и уточнил, что белорусский президент – это необязательно он. При этом Александр Лукашенко не уверен, что россияне от такого предложения отказались бы. «Они приезжают сюда, отдыхают здесь, им здесь лучше, чем дома», – уверен Лукашенко.
Из сказанного президентом Белоруссии следовало, что, несмотря на происки этих неких, ратующих за инкорпорацию сил, Белоруссия и Россия продолжат строить исключительно экономический союз. «Мы будем и дальше работать по интеграции. В этом нет ничего плохого», – заявил он. В рамках этих процессов Лукашенко продолжит добиваться от России одинаковых с тамошними потребителями цен на энергоносители. «Пускай будет по 200 долл. природный газ, а не по 127, но как у россиян, так и у нас», – сказал он.
Тем не менее планы на уменьшение российского влияния на белорусскую экономику Минск отменять не намерен. В частности, Белоруссия будет диверсифицировать поставки нефти даже в том случае, если придется платить за нероссийскую нефть дороже. «Чтобы каждый год 31 декабря в 12 часов ночи не стоять на коленях», – пояснил он. Александр Лукашенко назвал три варианта доставки в Белоруссию альтернативной нефти: в реверсном режиме из Гданьска по нефтепроводу, который сейчас качает российскую нефть на Запад; через балтийские порты и через Украину. Нефть при этом может быть и американской, и Саудовской Аравии, и Арабских Эмиратов.
Наряду с этим уже в феврале, если российские компании не начнут поставлять нефть на белорусские НПЗ, Белоруссия начнет забирать на свои нужды ту нефть, которая идет в Европу. «Если из России не будет поставлена нефть в нужных объемах (в январе они поставили всего 500 тыс. т – 1,5 млн т недопоставили), мы начнем отбор из транзитной трубы. Через страну на Запад и для Беларуси прокачивается 70 млн т нефти… будем до 2 млн т добирать», – предупредил Лукашенко.
Эксперты отмечают, что почти все сказанное Лукашенко он в том или ином виде говорил ранее. Однако там, где раньше были намеки, сейчас звучат откровенные признания – на Белоруссию давят и принуждают к вхождению в Россию. Неуклюжую попытку перевести стрелки с главы российского государства на некие другие силы в стране эксперты считают дипломатической уловкой. Кроме того, белорусский президент таким образом оставляет себе такое поле для маневра, отделяющее его от открытой конфронтации с Россией. «Опасность налицо, и Лукашенко ее наверняка осознает. Но, как видим, намерен продолжать игру в русскую рулетку – очевидно, в надежде урвать хоть шерсти клок. И по энергоресурсам, и по другим вопросам», – рассуждает политический обозреватель Александр Класковский.
Местные аналитики также не исключают, что власти Белоруссии опасаются силового варианта в случае каких-то еще более резких шагов Белоруссии на Запад, а потому пытаются делать вид, что союзное строительство продолжится, тихой сапой пытаясь дистанцироваться от России.
Политические оппоненты и независимые аналитики в один голос твердят, что сложившаяся ситуация весьма благоприятна для того, чтобы начать экономические реформы, включающие структурную перестройку экономики и сокращение значимости нефтяного сектора в ней. Да и уровень отношений с Европой и США такой, что можно было рассчитывать на какую помощь и поддержку оттуда под борьбу с российским давлением. «Тяготы преобразований тоже ведь можно списать на последствия козней Кремля», – полагает Александр Класковский.
Однако тут все упирается уже не в экономику и даже не в политику, а в менталитет белорусского президента, который не приемлет ни рынка, ни демократических ценностей и не может стать своим на Западе. «Режим Лукашенко просоветский и пророссийский», – отмечает политолог Валерий Карбалевич. «Велика вероятность, что он предпочтет законсервировать внутреннюю ситуацию, уповая на силовые методы и терпение белорусов в случае, если жить станет хуже», – считает Александр Класковский.
Минск
комментарии(0)