Протесты в Грузии следуют один за другим, захватывая город за городом. Фото Reuters
Выступления оппозиции и молодежи, начавшиеся в Тбилиси летом, продолжились осенью, а ближе к зиме окончательно утвердили в стране острый политический кризис.
Все началось с выступления в парламенте Грузии депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова, прибывшего в Тбилиси для участия в Межпарламентской ассамблее православия (МАП). Депутаты от оппозиции, в первую очередь «Национального движения» (НД) – бывшей партии власти, сочли недопустимым нахождение на парламентской трибуне «представителя России, оккупировавшей грузинские территории». Они сорвали заседание МАП, а аффилированные с этой партией молодежные и неправительственные организации (НПО) открыли сезон уличных акций, в ходе которых оппозиция предприняла попытку захватить парламент.
Ответ властей оказался жестким. Полиция с применением резиновых пуль и слезоточивого газа пресекла попытки митингующих проникнуть в здание высшего законодательного органа, но в ряде случаев допустила превышение силы: несколько человек лишились глаз, десятки с различными травмами были помещены в больницы. Акция протеста разрослась, и если поначалу требования митингующих носили расплывчатый характер, то теперь акцент был сделан на отставке министра внутренних дел Гиоргия Гахария. Наказания отдельных спецназовцев, «отличившихся» при разгоне, и предшествовавшая этому отставка спикера парламента Ираклия Кобахидзе митингующих не удовлетворили.
Обстановка продолжала накаляться, и тогда председатель правящей «Грузинской мечты» (ГМ) Бидзина Иванишвили объявил о готовности провести парламентские выборы по пропорциональной системе, да еще и с нулевым избирательным порогом. Это было одно из требований оппозиции, но на тот момент не основное. Главное же – отставку Гахария Иванишвили выполнил своеобразно: возвел его с главы МВД в премьер-министры.
Впрочем, неожиданное обещание главы ГМ изменить избирательную систему успокоило оппозицию. Но осенью, когда дело дошло до утверждения в парламенте соответствующих конституционных поправок, мажоритарные депутаты проголосовали против. Оппозиция тут же обвинила Иванишвили в невыполнении обещания, будучи уверенной в том, что в парламенте был разыгран его сценарий. Иванишвили признал, что данное летом обещание осталось невыполненным. По его словам, мажоритарные депутаты изначально не были согласны с изменением избирательной системы, но на партийных собраниях переубедить их не удалось. Ради сохранения партии, сказал Иванишвили, было решено при голосовании отказаться от партийной дисциплины – каждый депутат проголосовал так, как хотел, и в результате поправки приняты не были. Это означает, что выборы в парламент осенью 2020 года власть намерена провести по прежней пропорционально-мажоритарной системе, как правило, обеспечивающей ей преимущество.
Объяснение Иванишвили не устроило не только оппозицию, обвинившую власть в имитации демократических процессов. ГМ покинула группа заметных депутатов, в том числе глав комитетов, имеющих отношение к внешней политике Грузии. А оппозиция объявила об объединении и возобновила акции протеста.
Отличительная черта не прекращающихся митингов в устойчивом желании оппозиции, прежде всего НД, представить их в виде массового протеста молодежи, оставаясь самим не то чтобы в тени, но не на первом плане. Любопытно, что большая часть участников выступлений повелась на это, искренне веря в то, что именно молодежь формирует повестку протеста, а оппозиционные партии помогают ей. Однако, когда под давлением Запада власть и оппозиция все-таки сели за стол переговоров, ни одному из молодежных лидеров места за этим столом не нашлось. Столкнувшись с реальным раскладом, часть протестующего студенчества ушла с «баррикад».
Ситуация в Тбилиси остается сложной.
комментарии(0)