0
3434
Газета СНГ Печатная версия

14.05.2019 18:31:00

Минск ищет поддержки в Европе

Тему "грязной" нефти Белоруссия обсудила в Братиславе

Тэги: белоруссия, загрязненная нефть, нефтепровод, мозырский нпз


белоруссия, загрязненная нефть, нефтепровод, мозырский нпз На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе вышло из строя дорогостоящее оборудование. Фото с сайта www.tut.by

В Братиславе на форуме Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН) белорусская делегация заручилась поддержкой европейских транспортировщиков и потребителей российской нефти по вопросу скорейшей очистки нефтепровода «Дружба» от загрязненной нефти. В результате ЧП из строя вышло дорогостоящее оборудование на одном из нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Бюджет республики недополучает миллионы долларов.

Об участии в заседании МАТН и планах накануне рассказала пресс-служба концерна «Белнефтехим». «Планируется, что во время встречи организаций МАТН будет обсуждена ситуация с остановкой транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» в связи с его загрязнением органическими хлоридами». Согласно информации концерна, главная цель белорусской делегации на этих переговорах – выработать единый план действий транспортировщиков нефти и ее европейских потребителей в Венгрии, Германии, Польше, Словакии и Чехии «для оперативного восстановления транзита по «Дружбе» в направлении этих стран. «Белорусская делегация рассчитывает на скорейшее урегулирование спорных вопросов между сторонами», – заявили в концерне.

По данным «Белнефтехима», всего в трубе находится около 5 млн тонн загрязненной нефти, из них 1 млн тонн на территории Белоруссии. «Предстоит огромная технологическая работа по вытеснению оставшейся не соответствующей ГОСТу нефти и соответственно оценка всего возможного ущерба, всех потерь как для субъектов хозяйствования Беларуси, так и для республики в целом с последующей отработкой механизмов компенсации данных потерь уже с российской стороной», – заявил по этому поводу председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков. Инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго признался журналистам, что из-за инцидента в этом году предприятию не удастся прокачать на Запад столько же нефти, сколько в прошлом. Если в 2018 году этот показатель составил почти 49 млн тонн, то в этом году получится лишь 40 млн тонн.

В Белоруссии заявляют, что нефтеперерабатывающая отрасль и экономика в целом продолжают нести потери от того, что загрязненная хлоридами нефть продолжает оставаться в трубе. Кроме того, местные специалисты пытаются оценить потери из-за выхода из строя оборудования Мозырского НПЗ, а также скалькулировать общие потери экономики. «Расхлябанность и разболтанность на территории России (а это тысячи километров) – и огромная труба была загрязнена ядовитой нефтью. За неделю даже трубу, по которой прокачивается нефть, на 4–5 мм, как говорят специалисты, съедает», – высказался на этот счет президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Сейчас мы оцениваем ущерб… специалисты называют огромные суммы за 100 млн долл. Точной цифры я назвать не могу, но это огромный ущерб, нанесенный нефтепроводу, самому оборудованию на нефтепроводах и на НПЗ. Это огромный ущерб, который нанесен стране. Мы недополучили определенную прибыль, мы недополучили выручку вал», – сказал Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов. Кстати, как следовало из сказанного белорусским президентом, он не исключает, что труба была загрязнена «ядовитой» нефтью преднамеренно, о чем говорили и некоторые эксперты. «Специально это сделано, умышленно, пусть они разбираются у себя сами», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Белорусский лидер рассчитывает, что Россия не будет отрицать факта нанесения ущерба и не откажется его компенсировать. «Я думаю, что россияне не должны оспаривать… Что мы с россиянами пойдем судиться по этому вопросу? Я думаю, что мы разберемся, кто, кому и что должен», – сказал он. Собственно вопрос компенсации президенты двух стран не обсуждали, сообщил Александр Лукашенко, но позиция Владимира Путина известна из его публичных высказываний. «Он понимает, что надо ущерб компенсировать», – уверен президент Белоруссии.

Впрочем, пока никаких гарантий тому, что надежды белорусов оправдаются, нет. Состоялось несколько раундов переговоров, о результатах которых ничего не сообщалось. Это дает основания наблюдателям предполагать, что стороны пока не сошлись во мнении по этому вопросу. Вчера на сайте «Транснефти» было опубликовано заключение о воздействии хлорорганики на магистральные трубопроводы, подготовленное «НИИ Транснефть». В нем утверждается, что хлориды не ускоряют коррозионные процессы в трубах. Также авторы исследования настаивают, что органические хлориды могут быть опасны для оборудования нефтеперерабатывающих заводов только при высоких температурах, когда в результате их разложения выделяется соляная кислота, которая и разъедает трубопроводы и оборудование НПЗ. Однако нефть по магистральным трубопроводам перекачивается при температуре от 5 до 40 градусов и разложения хлорорганики не происходит, отмечается в исследовании.

Появление такого документа эксперты трактуют как нежелание российского поставщика отвечать за поставки некачественной нефти и тем более компенсировать потери.

Напомним, что 19 апреля концерн «Белнефтехим» заявил о поступлении по нефтепроводу из РФ нефти с содержанием хлорорганических соединений, превышающим в десятки раз предельные значения по стандарту. На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе сообщили о выходе из строя дорогостоящего оборудования. Затем «Белнефтехим» прекратил поставки нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии. Еще через день российскую нефть отказались принимать в Германии и Чехии. В России тем временем нашли виноватых, и это не «Транснефть». Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело сразу по трем статьям: ст. 158 (кража), ст. 210 (организация преступного сообщества), ст. 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения). В ходе следствия выяснилось, что загрязненная нефть попала в трубопровод через узел учета «Лопатино» в Самарской области одноименной линейной производственно-диспетчерской станции, которая принадлежит куйбышевскому филиалу АО «Транснефть – Дружба». По делу уже задержаны четверо подозреваемых – руководство ООО «Нефтеперевалка».

Местные эксперты высказывали противоположные мнения относительно причин случившегося – от «расхлябанности» до специального выведения «трубы» из строя несговорчивой и не желающей идти на «более глубокую интеграцию» Белоруссии. Отношения между союзницами сейчас настолько напряженные и сложные, что наблюдатели не исключают развития негативных сценариев. На днях Россельхознадзор запретил поставки молока и мяса еще ряда предприятий, в результате чего на контроле и под запретом оказалось более 60 белорусских переработчиков. Не договорились стороны и о компенсации Белоруссии российского налогового маневра в нефтяной сфере, потери от которого в Минске оценивают в 10 млрд долл. к 2024 году. 

 Минск


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1195
Белорусская оппозиция ждет, что Киев разорвет отношения с Минском

Белорусская оппозиция ждет, что Киев разорвет отношения с Минском

Дмитрий Тараторин

Конференция белорусов мира обсудила стратегию борьбы с Лукашенко

0
2311
Оппозиция скоро приступит к выдаче паспортов Новой Беларуси

Оппозиция скоро приступит к выдаче паспортов Новой Беларуси

Дмитрий Тараторин

В Минске завели дело на организаторов "Народных посольств"

0
3352
Пропагандисты призывают белорусов больше мечтать

Пропагандисты призывают белорусов больше мечтать

Дмитрий Тараторин

Новые методические рекомендации для агитаторов делают акцент на новом образе будущего

0
2640

Другие новости