21
19842
Газета СНГ Интернет-версия

20.04.2019 00:01:00

«Два государства – одна цель». Необходима новая архитектура армяно-российского союзничества.

Микаэл Минасян

Об авторе: Бывший посол Республики Армения при Святом Престоле, в Португалии и при Суверенном Мальтийском ордене. Кандидат исторических наук.


Архитектура армяно-российских отношений в основе своей была выстроена в контексте распада СССР и последовавших за этим событий, которые со временем дополнялись и обогащались – как реакция на возникающие вызовы и возможности. Однако очевидно, что времена изменились, подверглись существенным переменам также ключевые обстоятельства и условия, которые заложены в основу не только общей внешней политики Армении, но и в целом архитектуры армяно-российских отношений. Самое главное, значительные трансформации во многих аспектах пережили собственно и наши страны – Армения и Россия.

Российско-армянские отношения на сегодня нуждаются в стратегическом пересмотре, нацеленном на будущее. Необходима совершенно новая архитектура этих взаимоотношений, в основу которой будет заложено правильное и сбалансированное сочетание реальных приоритетов Армении и региональной политики России. И это вполне возможно.

Новая архитектура союзнических отношений должна заключаться в максимально эффективном сопоставлении внешней политики двух стран; в использовании при решении проблем военно-политического сотрудничества и безопасности новых инструментов, адекватных вызовам современности, способных обеспечивать исчерпывающие ответы на все существующие вопросы и возможные вызовы от севера до юга, от востока до запада, – и все это посредством действенного сочетания военно-политических, экономических, информационных и других ресурсов.

Армяно-российские отношения зачастую характеризуются как особые. Подобная оценка, конечно же, уместна. Однако справедливости ради нужно отметить, что как с армянской, так и с российской позиции эти отношения прежде всего основаны на историческом прошлом, на памяти двух народовоб этом прошлом и лишь потом на существующих политических реалиях. Политический прагматизм, однако, требует трезвого анализа динамики армяно-российских отношений в постсоветский период для выявления ключевых проблем, игнорирование которых может навредить жизнеспособности архитектуры армяно-российского союзничества в будущем.

После распада СССР во многих республиках прежние братские народы,   провозгласившие независимость и оказавшиеся в совершенно новой геополитической ситуации, в свете новых политических и исторических событий начали иначе интерпретировать свою историю. Погрязшие в сложных вопросах собственной безопасности, в социально-экономических проблемах и в поиске их решений, они не заметили или притворились, что не замечают, как заложенная в основу процесса формирования независимых государств идея антисоветизма или противостояния центру постепенно, шаг за шагом, наряду со становлением национального суверенитета, по силе инерции и не без систематического, масштабного, последовательного внешнего вмешательства начала трансформироваться в антироссийские настроения.

В силу отсутствия более жизнеспособных моделей углубление отношений с Россией, вовлеченность в региональные интеграционные объединения с участием РФ мало-помалу начали восприниматься в качестве якобы усиливающейся угрозы национальному суверенитету. На деле  же подобный подход лишал реального содержания саму идею национального суверенитета, зачастую вытесняя ее в плоскость иррациональных и нереалистичных поисков. Осознанно или нет, эта ошибочная и губительная позиция подпитывается опрометчивыми и провокационными заявлениями, периодически озвучиваемыми некоторыми представителями российского общества, что способствовало росту антироссийских настроений и послужило хорошим подспорьем для кругов и организаций, задавшихся целью распространения таких настроений в странах, на пути становления своей независимости.

Со временем и на фоне смены поколений в общественном восприятии как в Армении, так и в России значимость и содержание двусторонних отношений подверглись переосмыслению. Если у старшего поколения армяно-российские отношения продолжают вызывать ностальгические настроения, то многие кто помоложе, в основном исходя из личных представлений о национальных интересах и национальном суверенитете, под спонтанным влиянием различных событий пришли к иррациональным и разрушительным умозаключениям, которые наглядно отражаются в формулировках в духе «А куда вы денетесь из нашей зоны влияния? Турки же вас уничтожат», распространенных в российских кругах. С другой стороны, в армянских кругах бытует убеждение, что «в случае неразрешимых проблем с Россией Армения, бесспорно, пострадает, но Россия пострадает сильнее, потеряв весь Южный Кавказ». О том же, какую значимость придает армяно-российским отношениям молодое поколение, несмотря на политические реалии, свидетельствуют социологические опросы, согласно которым среди армянских детей Россия воспринимается практически также, как Франция, Германия, Соединенные Штаты или Италия, а в глазах российских детей Армения практически то же, что Словакия, Узбекистан, Азербайджан или Турция. И в этом наша общая вина.

Излишне пытаться понять процесс формирования разлагающих отношения язв и устремления некоторых кругов, которые вместо рациональной оценки национальных интересов и их сопоставления подпитывали взаимные сомнения, подталкивая каждую из сторон к собственным не озвучиваемым размышлениям и расчетам. Очевидно, что время требует перелома подобного хода развитий.

Иногда в форме официальных документов, а порой и вовсе вне рамок публичной повестки наши страны зачастую придают большее, чем можно даже представить, значение содержанию и целесообразности так называемой сбалансированной внешней политики. На  практике это нередко приводит к парадоксальным ситуациям и доминированию устаревших  с точки зрения практической политики концепций. Имея стратегические союзнические отношения с Россией, Республика Армения обеспечивает баланс за счет сотрудничества с иными центрами силы. Россия, в свою очередь, также в контексте своей региональной политики, балансирует отношения с Арменией развитием сотрудничества с Азербайджаном. В итоге получается нелогичная картина, когда в выигрыше не остаются ни Армения, ни Россия.

Новая архитектура армяно-российских союзнических отношений должна посредством определенных трансформаций перенести их историческую исключительность в будущее, приняв за  основу национальные жизненные интересы двух народов, политический прагматизм и уроки прошлого. Один из таких уроков и реальная политика наших дней молча, но убедительно свидетельствуют, что ничто не может настолько эффективно, целостно и долгосрочно гарантировать защиту легитимных жизненных интересов России в нашем регионе, как абсолютно надежная, сильная, безопасная и развивающаяся армянская государственность. Точно так же ничто иное не может гарантировать безопасного и целостного существования Республики Армения и армянского народа, их мирного развития, благополучия, кроме как армяно-российский союз, получивший новое содержание и перспективу, свободный от влияния разрушающих стереотипов и губительных подходов, которые не имеют ничего общего с национальными интересами армянского народа.

Подобная претенциозная модель отношений своим содержанием призвана доказать, что тесное сотрудничество с Россией – это не вызов национальному суверенитету Армении, а с точностью до наоборот – единственный реалистичный насегодня путь, создающий перспективу наполнения концепта национального суверенитета необходимым и реальным содержанием, укрепления его основ, гарантий вечного развития, а также предоставляющий возможность открыть исходящую из реальности парадигму карабахского урегулирования.

Трансформированная архитектура союзнических отношений должна стать новым и мощным сигналом поддержки, доверия и защищенности для живущих в разных странах и сталкивающихся с трудностями наших соотечественников и армянских общин, как это было на Ближнем Востоке. Это будет месседж о том, что Родина всегда рядом, стоит на их защите, причем не на словах, а на деле, благодарямногократно усилившемуся армяно-российскому союзу, куда более действенным методам и ресурсам.

Наряду с рациональной оценкой собственного опыта и уроков истории новая формула союзничества должна служить источником дополнительной уверенности при выстраивании актуальных моделей взаимоотношений и мирного сосуществования с соседними странами и народами, исходя из логики «быть открытыми для контактов, сотрудничества и мирного сосуществования и быть уверенными в продвижении собственных интересов и стремлений».

Новая архитектура армяно-российских стратегических союзнических отношений должна объединять все ресурсы двух братских народов по формуле «два государства –  одна цель». Она может и должна служить примерной моделью отношений и в результате стать – как в нашем регионе, так и за его пределами – удавшимся примером того, чего можно ожидать от сотрудничества с Россией, когда в основе отношений лежит взаимное доверие, хладнокровная и прагматичная оценка собственных интересов и политическая воля служить исключительно и только интересам своей страны и ее граждан. В свою очередь Россия на сегодня больше, чем когда-либо, нуждается в такой успешной модели союзнических отношений, которая будет служить источником гордости. Модели, которую можно будет демонстрировать ближайшему окружению и всему миру так же, как на протяжении десятилетий мир ссылается на удачный пример взаимоотношений Соединенных Штатов Америки и Государства Израиль.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(21)


Страницы: 1  2  3  4  

aon 07:35 20.04.2019

Такое впечатление, что корректор и выпускающий редактор, были пьяны, когда выпускали статью или весь номер. Некрасиво!

Valeriy 08:39 20.04.2019

Приятно слышать такие мысли из Армении. Особенно после революции. А вообще России следует пересмотреть свои отношения со всеми странами СССР.

Влад 09:02 20.04.2019

Если честно - удивлен! В последнее время из Армении только критика слышна. А тут - вот те.

Михаил 09:07 20.04.2019

В свете последних событий и постепенного удаления наших соседей от нас, стоило конечно, задуматься, а может это мы делаем что-то неправильно или не вовремя. Понятно что в этом кроется вся трагичность ситуации, мы говорим и не делаем, а наши армянские друзья протягивают нам руку с очередным предложением. Интересно насколько хватит этого запала у последней постсоветской республики все еще голосующей за нас в совбезе, хотя ее за это шпыняют как внутри страны так из центров силы.

Sasha 09:12 20.04.2019

Минасян, конечно, умный политик. Но примут ли в его стране эти предложения?! Вот в чем вопрос. Россия всегда была открыта для Армении и других стран бывшего СССР. Но те в основном воспринимали это как возможность что-нибудь украсть и где-нибудь насолить.

Taras 09:18 20.04.2019

Ну и правильно- "А куда вы денетесь из нашей зоны влияния"?!

Taras Taras 09:21 20.04.2019

Впрочем, Армения всегда будет зависеть от Росси. И оспаривать это безсмисленно,

Armen Taras 09:32 20.04.2019

Армения и Россия союзники. Вы говорите о зависимости, автор - о сотрудничестве! Первый путь ведет в никуда. Второй же - шанс для всех нас оставаться сильным и стабильным.

Caryok 09:19 20.04.2019

А что это в Армении вдруг так засуетились? В статье, конечно, все правильно истолковано. Но кому она предназначена? Ее надо сначала на стол Пашиняна поставить - премьера Армении. Вот кто должен первым понять все это.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1226
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
765
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1478
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1431

Другие новости