0
2960
Газета СНГ Печатная версия

10.04.2018 00:01:00

В Минске признали зависимость от России угрозой для белорусской экономики

Братские узы стали тесными для союзника

Тэги: белоруссия, долги, экспорт, россия


Замглавы МИД Белоруссии Андрей Евдоченко обозначил цель: нарастить объемы экспорта в ЕС.	 	Фото с сайта www.mfa.gov.by
Замглавы МИД Белоруссии Андрей Евдоченко обозначил цель: нарастить объемы экспорта в ЕС. Фото с сайта www.mfa.gov.by

Рейтинговое агентство S&P подтвердило способность Белоруссии рассчитываться по долгам, но считает финансовое положение страны «напряженным» и зависимым от России. В Минске решили изменить ситуацию, внеся коррективы в экспорт: уменьшив его долю в РФ и увеличив – в ЕС и «другие страны».

Вчера Минфин Белоруссии сообщил о том, что рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги страны по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «B» с прогнозом «стабильный». Напомним, что в январе агентство улучшило рейтинг с «В–» на «В», прореагировав таким образом на то, что правительству по итогам 2017 года удалось увеличить размеры золотовалютных резервов почти на 50% до 7,3 млрд долл. и тем самым аккумулировать средства для расчетов по долгам. Правда, существенной разницы между этими двумя показателями нет. Оба они говорят о том, что правительство страны способно рассчитываться по своим обязательствам, но при этом уязвимо к внешним шокам.

Эксперты агентства отмечают, что рост экономики в прошлом году (на 2,4%) во многом был обусловлен нормализацией отношений с РФ и возобновлением беспошлинных поставок российской нефти, которая перерабатывается на местных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и продается в другие страны. Свою роль сыграл и возросший спрос на рынке соседней страны. К тому же два предыдущих года белорусская экономика падала (–6%) и говорить о росте рано – речь  о восстановлении. Причем, по оценкам экспертов S&P, уровня 2014 года белорусская экономика достигнет не ранее конца 2019 года.

Ускорение темпов роста и даже повышение рейтинга возможны в том случае, если правительство решится на реформы, в частности, сократит масштабы государственного сектора и тем самым снизит нагрузку на банки по его кредитованию.

Тем не менее агентство отмечает, что для расчетов по внешним обязательствам правительству придется привлекать дополнительные средства. И если не удастся, это может привести к снижению рейтинга. В частности, самые большие риски и угрозы кроются в возможных изменениях политической и экономической поддержки России, констатируется в сообщении S&P. Во-первых, потому что половина госдолга – это долг России, во-вторых, Белоруссия продает на рынок РФ более 40% всей продукции, в том числе более 80% продовольствия. В таких условиях любой сбой в поставках может стать проблемой. Отношения двух ближайших союзниц в S&P считают «неустойчивыми». Угрозу эксперты видят в возможном ограничении Россией поставок на свой рынок белорусской молочной продукции. А также в увязывании объемов поставок нефти на белорусские НПЗ с переходом на транспортировку произведенных из них нефтепродуктов в порты России – вместо портов Литвы и Латвии.

Власти осознают риски зависимости от российского рынка. Белоруссия ставит задачу диверсифицировать внешнюю торговлю. В частности, программой развития экспорта предусмотрено добиться разделения зарубежных поставок в равных долях между тремя основными торговыми партнерами – Россией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), ЕС и остальными странами. Или странами «дальней дуги», как называют их в Белоруссии. Пока желанного разделения в пропорции треть–треть–треть, как говорят чиновники, нет. По данным статистики, страны ЕАЭС занимают почти 50% в белорусском экспорте. Оставшиеся 50% почти поровну делят ЕС и «другие страны». Правда, чиновники подчеркивают, что успехи на этом направлении у Белоруссии есть. Например, по сравнению с прошлым годом доля ЕАЭС уменьшилась на 2 процентных пункта, а ЕС на столько же увеличилась.

Эксперты, комментируя такие планы, указывают на объективные причины, мешающие их достижению. Во-первых, это территориальная близость и низкие транспортные расходы на доставку. Во-вторых, это те самые «крепкие хозяйственные связи» между странами бывшего СССР и статус Белоруссии как сборочного цеха ранее общей страны. В свое время Александр Лукашенко главным пунктом своей программы называл именно восстановление этого статуса и связей. Нельзя не признать, что это у него получилось. Но сейчас стало понятно и ему самому, что ставка на одну «корзину» была сделана неверно. Однако так быстро переориентироваться со стандартов производства СССР на стандарты ЕС невозможно.   

Минск


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Игорь Субботин

Проект модернизированного самолета F-35 слишком дорог и ненадежен

0
395
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1612
Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Светлана Гамова

В Тирасполе ждут признания независимости

0
1558
Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Дмитрий Тараторин

Судьба известного заключенного решается на фоне новых атак мигрантов на польскую границу

0
1528

Другие новости