0
3621
Газета СНГ Печатная версия

29.03.2018 00:01:00

Узбекистан взялся за установление мира в Афганистане

Ташкент предоставил площадку для переговоров между официальным Кабулом и оппозицией

Тэги: ташкент, конференция, афганистан, талибан, политика


ташкент, конференция, афганистан, талибан, политика Участники конференции по Афганистану определились с тем, как успокоить воюющую страну. Фото с сайта www.eeas.europa.eu

Мирный процесс в Афганистане должен проходить под руководством самих афганцев, а вооруженная оппозиция признается политической силой. Таков итог состоявшейся в Ташкенте международной конференции, посвященной урегулированию ситуации в Афганистане. Инициативу Ташкента поддержали Россия, США, ЕС, страны Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии.

Узбекистан готов предоставить площадку для прямых переговоров между официальным Кабулом и движением «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в РФ), заявил в ходе конференции президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. По его словам, «имеющиеся у сторон вопросы друг к другу могут стать предметом предстоящего переговорного процесса». Но для начала, считает глава Узбекистана, необходимо отказаться от ведения боевых действий и договориться о безусловном соблюдении режима перемирия как вооруженной оппозицией, так и афганскими национальными силами безопасности. В случае участия оппозиции в мирных переговорах и достижения национального примирения Шавкат Мирзиёев считает необходимым создать все условия для интеграции «Талибана» в политическую жизнь Афганистана. «Представители вооруженной оппозиции, в том числе талибы, будучи частью афганского общества и гражданами Афганистана, имеют право голоса в определении будущего своей страны», – сказал президент Узбекистана.

«Инициатива Узбекистана по налаживанию ситуации в Афганистане поддержана Россией, США, ЕС и другими странами. У нас есть конкретная программа действий, и самое главное, она согласована и поддержана всеми участниками конференции», – заявил «НГ» министр иностранных дел Узбекистана Абуллазиз Камилов. Он отметил, что в Афганистане наступает благоприятный момент, когда нужно решить эту застарелую проблему, в противном случае все опять затянется до бесконечности: «Очень многое зависит от внешних игроков, которые должны обеспечить условия или хотя бы не вмешиваться в процесс».

Ожидалось, что в конференции примут участие представители «Талибана», но, как сказал спецпредставитель президента Узбекистана по Афганистану Исматилла Иргашев, чтобы их приглашать, необходим их отказ от вооруженных действий. А этого пока нет.

«Узбекистан заинтересован в стабильном Афганистане. Во-первых, это касается собственной безопасности. Во-вторых, мир в Афганистане обеспечит нам кратчайший выход к Персидскому заливу и Индийскому океану, что позволит Узбекистану увеличить товарооборот за счет наиболее дешевого морского пути. В-третьих, Узбекистан хочет сотрудничать с Афганистаном во всех сферах. От войны, которая продолжается 40 лет, устали все. Узбекистан готов не просто предоставить свою площадку, но и стать активным участником мирного процесса. Но переговоры по афганской проблеме требуют «спокойствия и тишины», сказал «НГ» политолог, руководитель Международного пресс-центра (Узбекистан) Шерзод Кудратходжаев.

У Ташкента уже есть опыт проведения подобных переговоров. В 1999 году здесь состоялась встреча контактной группы 6+2 на уровне руководителей внешнеполитических ведомств Афганистана, РФ, США, в которой приняли участие представители Северного альянса и движения «Талибан». Была принята декларация об основных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане. Однако на этом мирный процесс был остановлен очередным наступлением талибов на Хайратон, а затем и событиями в США, когда 11 сентября 2001 года были взорваны башни-близнецы.

«Нынешняя ситуация сложнее прежней тем, что у движения «Талибан» нет единого руководства. Президент Афганистана Ашраф Гани контролирует только половину страны, и то лишь днем.  Губернатор пограничной с Узбекистаном провинции Балх Атта Мохаммад Нур давно отрицает легитимность Гани и вместе с первым вице-президентом Абдул-Рашидом Дустумом уже создал партию, противостоящую Гани. Он даже угрожал предпринять наступление на Кабул. Остаются неизменными разногласия между лидерами правительства, в том числе и по куда более простым вопросам, чем примирение с талибами», – сказал «НГ» эксперт из Узбекистана Юрий Черногаев. По его мнению, для того чтобы призвать талибов к миру, требуется  национальный консенсус, и одной лишь словесной поддержки со стороны нескольких участников недавней конференции в Кабуле – так называемого Кабульского процесса – недостаточно. И хотя официальный Кабул пытается представить присоединение «Исламской партии» Гульбеддина Хекматьяра к правительству в качестве успешного примера компромисса с вооруженной оппозицией, нет признаков того, что «Талибан» придерживается того же мнения. «Гани на  конференции в Кабуле  даже предложил талибам преобразоваться в политическую партию, получить места в парламенте. Но представители одной из фракций талибов высокомерно заявили, что будут разговаривать только с американцами, но не их марионеткой, а другие фракции вообще не отреагировали на призыв Гани, словно и не слышали», – сказал «НГ» Черногаев.

Министр иностранных дел Афганистана Салахиддин Раббани, отвечая на вопрос «НГ», насколько велика вероятность завершения конфликта, заявил, что правительство надеется на положительный результат, поскольку пригласило талибов к переговорам без предварительных условий. «А недавний визит президента Ашрафа Гани в Ташкент и подписанный пакет документов дают хорошие шансы на развитие страны, и это дополнительный хороший повод для мира», – сказал он.

Между тем в ходе конференции замгоссекретаря США по политическим вопросам Томас Шэннон, отметив неоднородность военизированных отрядов, тем не менее предупредил: если формирования, в том числе «Талибан», проигнорируют процесс урегулирования, то Вашингтон продолжит операцию по принуждению к миру.

На вопрос «НГ», потребуется ли от Узбекистана как страны-гаранта дополнительная военная помощь США – в виде предоставления военных объектов, например авиабазы Ханабад, или иная, директор Института стратегических исследований при президенте РУ Владимир Норов сказал, что это исключено. «Во-первых, в концепции внешней политики Узбекистана отмечается, что республика не присоединится ни к каким военно-политическим блокам и не допустит на своей территории иностранных военных баз. Во-вторых, этот вопрос и не рассматривался. При необходимости США могут воспользоваться Северным маршрутом, участником которого является Узбекистан», – сказал «НГ» Норов.   

Ташкент


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
980
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
822
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
1189
Кибервойна против России вышла на принципиально новый уровень

Кибервойна против России вышла на принципиально новый уровень

Анастасия Башкатова

Целевые атаки поражают изощренностью, а массовые – бьют рекорды по мощности и продолжительности

0
1831

Другие новости