0
5389
Газета СНГ Печатная версия

16.01.2018 00:01:00

Узбекистан попал в черный список США

В Ташкенте считают, что Вашингтон воспользовался устаревшей информацией

Тэги: узбекистан, религиозные свободы, нарушения, черный список, сша


узбекистан, религиозные свободы, нарушения, черный список, сша Площадь Регистан в Самарканде остается культурным и религиозным символом страны. Фото Reuters

Официальный Ташкент недоумевает по поводу заявления Госдепартамента США, в котором Узбекистан обвиняют в систематическом нарушении религиозных свобод граждан. Советник председателя Комитета по делам религий при кабинете министров республики Бехзод Кадыров сказал «НГ», что Госдеп поспешил с соответствующим заявлением, поскольку список «нарушителей» публикуется по итогам годового доклада Комиссии по свободе вероисповедания в странах мира (USCIRF), а он будет представлен только в апреле. Управление мусульман Узбекистана считает, что включение страны в черный список основано на предвзятой информации.

Госдепартамент США 5 января опубликовал список государств, причастных к «вопиющим нарушениям религиозных свобод». В него вошли три страны постсоветского пространства – Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В Ташкенте впервые с такой оценкой выразили категорическое несогласие, поскольку ситуация в религиозной сфере за последний год кардинально изменилась. «2017 год был насыщен различными мероприятиями в религиозной сфере. Скажу о главных, причем  касающихся не только ислама. В минувшем году на государственном уровне отметили 200-летие со дня рождения основателя веры Бахаи, 500-летие Реформации. В этом мероприятии приняли активное участие католики и православные, а также аккредитованные послы иностранных государств, в том числе посол США. Посетивший Ташкент российский патриарх Кирилл отметил, что Узбекистан является примером религиозной толерантности и может быть примером для всех стран. «В прошлые годы я не слишком реагировал на заявление Госдепа. Но в этом году было обидно, потому что кто только к нам не приезжал. Все своими глазами видели, что у нас происходит. Сами мониторили ситуацию, встречались с людьми, по итогам своих визитов отмечали положительные перемены, а уехав, говорят о нарушениях», – сказал «НГ» Бехзод Кадыров.

В прошлом году в Узбекистане побывало несколько международных миссий: верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн; специальный докладчик Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмад Шахид и председатель Комиссии по свободе вероисповедания в странах мира (USCIRF) Дэниэл Марк. «Дэниэл Марк прислал доклад своей комиссии в МИД Узбекистана для уточнений. Текст доклада еще не опубликован, а Госдеп США уже выступил со своим списком», – отметил Бехзод Кадыров.

Ситуация со свободой вероисповедования в Узбекистане действительно меняется. Здесь создается Исламская академия, и прием студентов начнется уже с сентября 2018 года. Открыт Центр исламских цивилизаций и международные исследовательские центры имама Бухари и имама ат-Термизи и еще пять научных школ в регионах. Это все делается для того, чтобы донести суть ислама до молодежи и препятствовать радикальным идеям.

Напомним, что по распоряжению президента Шавката Мирзиёева был предпринят ряд мер для либерализации религиозной сферы. В частности, была увеличена ежегодная квота на совершение хаджа: раньше в Мекку ездили 5200 человек, а в 2017 году – уже 7200. Со следующего же года паломничество могут совершить уже 10 000 человек. В минувшем году по инициативе главы государства было реабилитировано более 16 тыс. верующих, которые вошли в конфликт с законом на религиозной основе. В ноябре прошлого года по всей стране зазвучал азан (призыв к молитве) через громкоговорители, что многие годы было запрещено. Специальный докладчик ООН по вопросам свободы религии и убеждений Ахмад Шахид по итогам визита в Ташкент отметил, что «есть все основания полагать, что обещанные президентом Узбекистана реформы заслуживают доверия». «Уже многое сделано и продемонстрирована добрая воля. Поэтому, конечно, у страны есть серьезный потенциал для перемен. Но для этого правительство должно придерживаться нынешнего курса. Узбекистану также нужна международная поддержка», – сказал он.

На вопрос «НГ», не угрожает ли Узбекистану исламизация и радикализация в свете упомянутых послаблений, Бехзод Кадыров сказал, что нынешняя политика по религии основана именно на том, чтобы обезопасить народ от распространения экстремистских идей. «Самое слабое звено – это молодежь. Чтобы обезопасить их от экстремизма, нужна идея, а это – просвещение. Изучать Коран, изучать ислам, чтобы донести до каждого молодого человека – что хорошо, что плохо. Особое внимание должно уделяться трудовым мигрантам, которые работают в России и Казахстане и которые подвержены влиянию радикалов. Нужно, чтобы наша идея просвещения доходила и до них. Недопустимо терять часть молодежи», – сказал Кадыров.

По мнению эксперта по проблемам постсоветского пространства Зураба Тодуа, Узбекистан располагает большим опытом в деле борьбы с религиозными экстремистами. «В конце 90-х годов, когда Запад, еще не столкнувшись с терактами 11 сентября, пребывал в иллюзии, Ташкент уже прошел через столкновения с экстремистами, которые вынашивали планы создания в Центральной Азии «Исламского халифата». В мае 2005 года, воспользовавшись хаосом в соседней Киргизии, боевики вторглись в Ферганскую долину и попытались устроить мятеж в Андижане. Эти вылазки были подавлены. Сегодня наряду с жесткой линией против экстремистов власти оказывают всестороннюю поддержку официальному духовенству. Учитывая опыт Узбекистана, твердую и последовательную политику в отношении радикальных течений ислама, я не вижу внутренних предпосылок для возникновения каких-либо проблем в этой сфере. Они могут появиться только извне, если предположить, например, что после поражения боевиков экстремистских организаций в Сирии они выведут свои уцелевшие отряды в не контролируемые центральными властями районы Афганистана и Пакистана. Тогда после перегруппировки сил экстремисты через год-полтора могут снова обратить свои взоры на север, в Центральную Азию, прежде всего – на горные районы Таджикистана и южные области Киргизии (которые граничат с Узбекистаном)», – сказал «НГ» Зураб Тодуа.

По официальным данным, 94% населения Узбекистана исповедуют ислам, 3,5% граждан республики – православные христиане, остальные принадлежат к другим религиозным конфессиям. В стране зарегистрировано более 2220 религиозных организаций 16 различных конфессий, в том числе свыше 2000 мусульманских и 157 христианских организаций, восемь еврейских общин, шесть общин бахаи, общество сознания Кришны и буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
652
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
475
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
499
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
528

Другие новости