В Ясиноватой обстреляли не только дома, там перебиты газопровод и теплотрасса, один житель погиб. Фото Reuters
Обмен удерживаемыми лицами между Украиной и ДНР/ЛНР запланирован на 27 декабря. Ради успешного завершения этого процесса Киев отложил принятие закона о стратегии действий Украины в отношении территорий, которые названы «временно оккупированными». В первом чтении Верховная рада в начале октября проголосовала за этот документ, который получил статус неотложного. Но перспектива большого обмена пленными вынудила украинских депутатов несколько раз переносить окончательное утверждение закона.
В середине ноября лидер общественного движения «Украинский выбор – право народа» Виктор Медведчук убедил стороны провести частичный обмен (без привязки к формуле Минских соглашений об обмене «всех на всех»). С тех пор длились тяжелые переговоры о списках. Например, украинская сторона утверждала, что некоторые лица, которых требуется обменять, не хотят ехать на территорию ДНР/ЛНР.
Наконец, на днях главы республик Донбасса Александр Захарченко и Леонид Пасечник в присутствии предстоятеля Российской православной церкви Патриарха Кирилла подтвердили, что готовы провести обмен. Виктор Медведчук, тоже принимавший участие во встрече, сказал, что списки остались прежними: Украина должна будет передать 306 человек, а ДНР/ЛНР – 74. Член украинской делегации на переговорах в Минске, первый зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко написала в соцсети: «Мы делаем все, чтобы на днях освободить заложников».
Обмен должен состояться на фоне рождественского перемирия, которое было объявлено с полуночи 23 декабря. Интенсивность обстрелов действительно уменьшилась, но режим полной тишины установлен не был. По данным украинской стороны, в первые трое суток перемирия число ударов по позициям ВСУ составляло от двух до шести. За это время один военнослужащий погиб, один был ранен. «На Луганском направлении в районе Крымского противник выпустил более 20 мин из 82-мм минометов. На Донецком направлении в вечернее время вели огонь из стрелкового оружия по оборонительным укреплениям у Авдеевки и Красногоровки, а из гранатометов и крупнокалиберных пулеметов – возле Каменки», – сказано в украинской сводке.
В ДНР обвиняют ВСУ в нарушении режима прекращения огня. Представитель Донецка в минской контактной группе, глава парламента ДНР Денис Пушилин сообщил: «Несмотря на высказанную украинской стороной поддержку перемирия и выполнения Минских соглашений, Украина продолжает нарушать первый и основной пункт договоренностей – режим тишины... Разрушениям (в Ясиноватой. – «НГ») подверглись частные и многоквартирные дома… перебиты газопровод и теплотрасса, погиб один мирный гражданин, еще трое были ранены».
Обе стороны обвиняют друг друга в провокациях. Несмотря на это длится подготовка к обмену пленными. А в начале 2018 года в Донбасс собираются направиться министры иностранных дел Украины и Германии Павел Климкин и Зигмар Габриэль. Об этом сообщил Климкин. Он намерен показать немецкому гостю, что происходит в действительности. Впрочем, в зону боевых действий министры не попадут. Иностранные делегации обычно бывают у линии разграничения.
В Украине есть политические силы, которые считают, что западные партнеры не понимают всю глубину проблем Донбасса, и пытаются формально решить проблему. Недовольство радикалов вызывает рекомендация Запада отложить принятие закона о стратегии действий Украины в Донбассе. Напомним, в этом документе содержалась констатация, что на востоке страны длится не внутренний конфликт, а внешняя агрессия. «Государством-агрессором» была названа Россия. А неподконтрольные Киеву районы Донбасса именовались «временно оккупированной территорией».
После скандального голосования в первом чтении был не менее скандальный период внесения и рассмотрения сотен поправок к законопроекту. Предполагалось, что окончательно текст будет согласован и утвержден на заседании Верховной рады в конце декабря. Но в последний момент руководство парламента отложило этот вопрос, сославшись на риск срыва обмена пленными.
Тем временем на сайте украинского парламента был обнародован обновленный проект, который, вероятно, будет рассмотрен в январе. В документе появилось упоминание Крыма: со ссылкой на ряд международных документов содержится утверждение, что референдум 2014 года был незаконным. «Вооруженная агрессия Российской Федерации началась с необъявленных и скрытых вторжений на территорию Украины подразделений вооруженных сил и иных силовых ведомств РФ, а также путем организации и поддержки террористической деятельности…»; «Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории» – такие формулировки содержатся во вступительной части законопроекта.
В ней указано, что на территории Украины действуют как российские регулярные войска, так и «иррегулярные вооруженные формирования, вооруженные банды и группы наемников, созданные, подчиненные, управляемые и финансируемые Российской Федерацией». Органы власти Крыма, ДНР и ЛНР названы «оккупационными администрациями». В тексте законопроекта есть норма об ответственности за сотрудничество с непризнанной Киевом властью: «Лица, которые принимают участие в вооруженной агрессии РФ или привлечены к участию в оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность за деяния, нарушающие законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права».
На российскую сторону этот законопроект предлагает возложить ответственность за ситуацию на неподконтрольных Киеву территориях, а также за соблюдение прав и свобод мирных граждан. Украинская сторона собирается оставить за собой в основном функцию мониторинга ситуации. Указано, что Украина не признает никакие документы, выданные на неподконтрольной территории, кроме свидетельств о рождении и смерти.
Целью украинской государственной политики относительно территорий, которые планируется признать «временно оккупированными» (их границы и перечень населенных пунктов должен, согласно законопроекту, составить Генштаб ВСУ, подтвердить Минобороны и затем утвердить президент Украины), названо полное восстановление украинской юрисдикции.
В последние месяцы уходящего года в Киеве звучало немало критики относительно того, что законопроект не способствует реинтеграции Донбасса, а, напротив, оттолкнет жителей региона от Украины. Много вопросов возникало и по поводу нового формата военной операции: предполагается отменить режим антитеррористической операции и ввести режим «отражения российской вооруженной агрессии». Это, в свою очередь, предполагает перемены в руководстве действиями украинской стороны.
Речь идет о создании Объединенного оперативного штаба ВСУ, который объединит все силовые структуры, задействованные в операции в Донбассе. Стратегическое управление операцией возложено на Генштаб ВСУ.
По данным опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг»: 43% граждан Украины считают, что территории на востоке следует вернуть политико-дипломатическим путем, 11% – силовыми методами.
Киев