Владимир Макей важнейшим партнером Белоруссии назвал все-таки Россию. Фото Reuters
После новогодних праздников в Минске ждут делегацию ЕС. В числе главных вопросов, которые предстоит обсудить, снижение стоимости виз для граждан Белоруссии. Это может стать первым результатом сближения Минска и Брюсселя, который ощутят простые жители.
Шенгенская виза обходится сегодня белорусам в 60 евро, в то время как всем соседним странам – 35. Подобная разница стала следствием политических разногласий между Минском и Брюсселем. До прошлого года ЕС связывал активизацию отношений и подписание соответствующих соглашений с Белоруссией с демократическими процессами в стране. Поскольку процессов таких не было, отношения между Минском и Брюсселем не развивались. В частности, стороны даже не заключили базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Из постсоветских стран, кроме Белоруссии, такого соглашения нет только у Туркменистана.
Стратегия отношений стала меняться в последние два года, и ЕС сейчас уже готов вести диалог с Минском. Однако обойти все формальные этапы его развития невозможно. Камнем преткновения для упрощения визового режима, в том числе снижения стоимости виз, является отсутствие соглашения о реадмиссии и биометрических паспортов для дипломатов.
Как заявил на этой неделе начальник департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун, вопрос подписания соглашения о реадмиссии уже выходит на финишную прямую. «Проект полностью согласован и находится в высокой степени готовности к дальнейшим консультациям и последующему подписанию», – сказал он на пресс-конференции в Минске. По его информации, по окончании новогодних праздников в Минск прибудет делегация ЕС для обсуждения процедуры упрощения визовых формальностей. Кроме того, этот вопрос был включен в повестку дня четвертого заседания координационной группы Беларусь–ЕС, которое состоялось в Брюсселе 19–20 декабря. По словам Алексея Бегуна, в ходе заседания стороны утвердят сроки и детали визита европейских чиновников в Минск.
Упрощение визового режима с ЕС, и в том числе снижение стоимости шенгенских виз, власти обещают своим гражданам уже давно. В мае, например, шла речь о том, что соглашение заработает с начала 2018 года, но уже понятно, что это не случится. К слову, биометрические паспорта для всех граждан, а не только для дипломатов, Белоруссия планирует ввести только в 2019 году. После этого, согласно заявлениям чиновников, можно будет начать обсуждение вопроса по отмене виз.
Сближение Минска с ЕС тормозится не только по причине необходимости соблюдения формальностей. Официальный Минск осторожничает, стараясь не дразнить Россию своим «европейским вектором». Более того, власти делают шаг вперед, а потом назад, шокируя своих европейских коллег. Например, демарш президента Александра Лукашенко, отказавшегося ехать на недавний саммит «Восточного партнерства» в Брюссель, или шпионский скандал с Украиной. Не далее как вчера Белоруссия снова пошла в фарватере российской политики и не поддержала резолюцию Генассамблеи ООН «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и Севастополе (Украина)». Правда, кроме Белоруссии, ее не поддержали 25 стран. Но среди них нет европейских государств. В ответ в украинском парламенте предложили перенести переговоры по конфликту в Донбассе из Минска в другую страну, раз Белоруссия не придерживается нейтралитета.
Правда, если судить по заявлению официального Минска, такие «мелочи» не могут повлиять на сближение Минска и Брюсселя. В своем недавнем интервью американскому телеканалу «Настоящее время» министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что процесс принял необратимый характер. «Мы считаем, что Беларусь находится в Европе, и Беларусь принадлежит к Европе. И географически, и политически мы близки, и с точки зрения торгово-экономической для нас Европа, Европейский союз является исключительно важным партнером», – заявил он, добавив, правда, что «вторым по значимости после Евразийского экономического союза, после России». Что касается каких-то европейских правил, которым Белоруссия не следует и по которым требуется усовершенствование, то, по словам Макея, «у партнеров на Западе… есть полное понимание, как нам двигаться дальше, что нам нужно усовершенствовать, в каких сферах».
Минск