Первое КПП – в Кучурганах – открывали президент Украины Петр Порошенко (справа) и премьер-министр Молдавии Павел Филип. Фото с сайта www.gov.md
На молдавско-украинской границе открыт совместный КПП «Паланка–Маяки–Удобное». Ранее на приднестровском участке границы Молдавии с Украиной начал работать КПП «Кучурган–Первомайское». Лидер Приднестровья Вадим Красносельский считает это грубым нарушением: все, что касается зоны приднестровского конфликта, должно рассматриваться в рамках переговорного формата «5+2» (Приднестровье, Молдавия – стороны, РФ, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели). Красносельский заметил, что Приднестровье предложило обсудить ситуацию вокруг КПП, но «формат, кроме России», отказал.
Новый КПП «Паланка–Маяки–Удобное» размещен на границе Молдавии с Украиной, не на ее приднестровском участке. Тем не менее, считает президент непризнанной Приднестровской Молдавской республики Вадим Красносельский, он относится к зоне конфликта. «Существует зона безопасности на Днестре – это район бывших боевых действий, а зона конфликта – она шире.
Первый КПП – «Кучурганский» – разместился на линии соприкосновения с зоной безопасности, а второй, который открыли вчера в Паланке, – с зоной конфликта», – пояснил «НГ» Вадим Красносельский. По его словам, «посты на границе – начало силового сценария Кишинева против Приднестровья». «Речь идет об экономическом удушении региона, и это консолидированное решение всей молдавской власти. Президент Игорь Додон, выступающий за диалог с Приднестровьем и восстановление связей с Россией, также поддержал идею установления совместных молдавско-украинских контрольно-пропускных пунктов. Хотя на заседании постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта в формате «5+2» было принято решение: все, что касается Приднестровья, должно обсуждаться за столом переговоров в присутствии представителей Тирасполя. Но с нами никто ничего не обсуждал. Решение о КПП принималось в нарушение постановления формата «5+2», подчеркнул Вадим Красносельский. Он заметил, что «приднестровская сторона обращалась в «5+2» с предложением обсудить ситуацию вокруг КПП, однако, кроме России, никто нас не поддержал». Красносельский напомнил, что КПП организуются на средства Евросоюза: «Их планировалось открыть около 13, однако, насколько я знаю, сегодня есть проблемы с финансированием проекта. Но найдут деньги – и будут строить дальше».
Посла Молдавии в России Андрея Негуцу отозвали в Кишинев «для консультаций» на неопределенное время. Фото с сайта www.admtyumen.ru |
Напомним, совместные КПП создаются при финансовой поддержке Евросоюза и помощи Программы развития ООН в Республике Молдова (РМ). Его запуск – одно из требований Соглашения об ассоциации РМ с ЕС. Работа КПП организована по европейским стандартам, а проверки на контрольно-пропускных пунктах проводят одновременно пограничные полицейские РМ и Украины. Следующий КПП должен появиться в районе портов на Дунае: Джурджулешть (РМ) – Рени (Украина).
Президент Украины Петр Порошенко по этому поводу ранее заметил: «Мы, Украина, готовы максимально способствовать восстановлению территориальной целостности, суверенитету Республики Молдова и делать все для того, чтобы восстановить то, что 25 лет назад было спровоцировано и имеет такие тяжелые последствия для сотен тысяч людей, которые сегодня проживают в Приднестровье».
Однако население Приднестровья совместная инициатива Молдавии и Украины тревожит. Люди боятся реанимации конфликта. Особенно после того, как на днях был отозван из Москвы на неопределенный срок посол РМ в РФ Андрей Негуца, как сообщалось, «для консультаций». Вадим Красносельский сказал «НГ», что этот случай может отразиться на Приднестровье в целом, и это вызывает беспокойство. Он выразил надежду на то, что Молдавия и Россия все-таки договорятся и нормализуют двусторонние отношения. Но случай с отзывом посла РМ из Москвы, несомненно, скажется на будущих отношениях Кишинева с Тирасполем.
На днях президент РМ Игорь Додон заявил, что «Приднестровье де-юре и так часть Молдовы, но в течение ближайших трех–пяти лет оно вернется де-факто на правах субъекта Федерации либо широкой автономии». «Мешает объединению двух берегов принципиальная позиция политических элит Приднестровья и Молдовы, а также некоторых сил на Западе, в Румынии и России. А в остальном все замечательно, народ, что в Левобережье, что в Правобережье, мечтает об установлении единого государственного пространства», – обозначил радостную перспективу Додон. При этом он отметил, что сегодня существует «огромное «но» – это парламент и правительство Молдовы, которые не хотят никакого диалога с Приднестровьем по политическому урегулированию». «Но выборы в новый парламент могут все изменить», – сказал президент РМ. В Приднестровье оптимизм главы Молдавии не разделяют.
«Возникает ощущение, что в стране целенаправленно формируется некая специфическая атмосфера, предшествующая активным действиям в Приднестровье. А возможно, и для проведения так называемой силовой реинтеграции – синхронно с Украиной», – написала ранее кишиневская газета «Молдавские ведомости».