201-я российская военная база, расквартированная в Таджикистане, поможет защитить регион. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Сегодня в Ашхабаде состоится встреча министров иностранных дел стран Центральной Азии и Афганистана. Они обсудят вопросы сотрудничества и безопасности региона и примут участие в двух конференциях. Перегруппировка крупных радикальных сил в Афганистане, перемещение боевых действий на север страны, увеличение наркотрафика становятся серьезной угрозой не только для региона, но и для России.
Завершение операции против Исламского государства (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ и других странах) в Сирии и Ираке повышает угрозу дестабилизации в других регионах – боевики разрабатывают новые направления деятельности и планы переноса боевых действий на территории других стран.
Глава МИД Таджикистана Сироджиддин Аслов выразил обеспокоенность повышением активности радикальных группировок в Афганистане. По сообщению пресс-службы МИДа, на днях в Вене на открытии заседания Совета министров иностранных дел стран – участниц ОБСЕ он заявил, что «мятежи крупных радикальных сил в Афганистане, появление боевиков ИГ на севере страны стали серьезной угрозой и для Таджикистана, и для южных рубежей ОБСЕ». «Мы, как соседи, заинтересованы в прочном мире, политической стабильности и экономическом восстановлении Афганистана», – заявил Аслов, выразив надежду на то, что «Афганистан будет вовлечен в процесс региональной торгово-экономической интеграции».
«В плане безопасности именно афганское направление среди прочих вызывает наибольшую обеспокоенность России и постсоветских стран. Внутри Афганистана также есть несколько направлений инфильтрации радикальных боевиков, а северное – одно из них. Сюда стекаются радикалы из стран Центральной Азии, уйгуры из Китая и чеченцы. Последних было много в руководстве ИГ «Хорасан». Многие боевики воевали в рядах движения «Ан-Нусра» (филиал террористической организации «Аль-Каиды», запрещенной в РФ) в Сирии», – сказал «НГ» директор Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев. По мнению эксперта, эти террористические организации представляют серьезную угрозу, поскольку имеют свои зоны охвата в Афганистане и Центральной Азии. «Таджикистан и Киргизия входят в ОДКБ и, следовательно, имеют определенные гарантии защиты со стороны России. У Узбекистана достаточно сильная собственная армия и небольшой участок границы с Афганистаном, который успешно охраняется. Слабое место в регионе – туркменско-афганская граница. Туркменистан имеет нейтральный статус, страна не может быть членом какого-либо военно-политического блока, и поэтому вопрос оказания военной помощи может решаться только после специальных обращений Ашхабада. Поэтому региональные усилия по обеспечению безопасности стран региона могут сыграть большую роль в стабилизации всех стран Центральной Азии, и прежде всего Туркменистана как нейтрального государства», – считает эксперт. Казанцев отметил, что Ашхабад в случае возникновения серьезных проблем может обратиться к ООН, но для проведения миротворческой операции нужна убедительная основа. А концентрация боевиков у границ еще не повод для обращения.
Между тем новости, которые приходят из северных районов Афганистана, оптимизма не добавляют. Афганский журналист Абу Мослим Ширзад на своей странице в Facebook сообщил, что в северных провинциях Афганистана замечены французские и алжирские боевики, которые якобы занимаются поиском нефти и газа. С аналогичным сообщением выступали и афганские местные власти, которые утверждали, что французские и суданские боевики пытаются наладить добычу нефти и газа на территории уездов Дарзаб и Куштеппа провинции Джаузджан, которая граничит с Туркменистаном.
По сообщению информационного ресурса Pajhwok, в провинции Джаузджан действуют подпольные центры обучения боевиков ИГ, в которых проходят подготовку около 300 молодых людей. Исполняющий обязанности начальника административного отдела в уезде Дарзаб Баз Мохаммад Давар рассказал, что ИГ недавно организовал большой сбор в селе Могул, на котором призвало в свои ряды молодежь, особенно тех, котором еще нет 20 лет. Губернатор провинции Лотфулла Азизи заявил, что ИГ закрыло почти все школы в уездах Куштеппа и Дарзаб. Член провинциального совета Дарзаба Халима Садаф отметила, что «у людей в сельской местности, нет выбора, кроме как принять требования ИГ».
«Боевики ИГ укрепляются на туркменском направлении. Они создают свои органы власти. С Узбекистаном граничит провинция Балх, где благодаря более-менее дееспособной местной власти обстановка относительно стабильная. Все попытки антиправительственных групп дестабилизировать ситуацию пока успешно пресекаются. В провинциях, граничащих с Таджикистаном, радикальные группы пока набирают силу. В минувшие выходные в провинции Кундуз правительственным спецподразделениям удалось отбить атаку боевиков», – сообщил «НГ» таджикский эксперт Илхом Назриев. Он также напомнил, что на днях была пресечена попытка вооруженного прорыва группы контрабандистов со стороны Афганистана на территорию Таджикистана. В ходе боестолкновения погиб командир пограничного отряда полковник Хайриддин Ахтамов, четверо пограничников получили ранения. По данным Госкомитета нацбезопасности, на месте боя было обнаружено четыре автомата «Калашникова» и 33 килограмма наркотиков.
По мнению Назриева, идет сращивание местных наркогрупп приграничных уездов Афганистана с радикальными группировками типа ИГ. По его словам, с начала нынешнего года таджикские пограничники предотвратили более 10 попыток вооруженного прорыва наркоконтрабандистов. Это говорит о том, что наркогруппировки превращаются в боевые отряды наркокурьеров, считает эксперт. По его мнению, ситуация в приграничье будет осложняться, поскольку в Афганистане увеличивается объем производства опиатов. Согласно данным доклада УНП ООН, в 2017 году посевные площади мака были увеличены на 63% – до 328 тыс. га, что позволит произвести дополнительно около 9 тыс. т наркотиков. Это абсолютный рекорд за всю историю Афганистана. Крайне тревожно и то, что в прежние годы мак выращивали в провинции Гильменд – на юге страны, но теперь этим занялись и в северных провинциях Афганистана. А это означает, что нужны будут наркокурьеры.
«Резкое ухудшение ситуации в Афганистане прогнозируется на весну и лето будущего года, в том числе из-за предстоящих президентских выборов. Этим воспользуются вооруженные группы, которые сейчас укрепляются в приграничных с республиками Центральной Азии районах», – считает Назриев.