Фото сайта president.gov.by
В этом году Группа государств против коррупции (ГРЕКО) снова не опубликовала полные тексты мониторинговых докладов по Белоруссии, ограничившись лишь их кратким резюме. Обычно ежегодные доклады этой организации публикуются в открытом доступе. Однако по просьбе официального Минска анализ, касающийся Белоруссии, засекречен.
Группа государств против коррупции – это антикоррупционный орган Совета Европы (СЕ). Его членами являются 49 стран, и доклады по каждой из них ежегодно публикуются в открытом доступе. Засекречен по просьбе властей лишь доклад по Белоруссии. «Такой подход противоречит утвердившейся практике ГРЕКО обеспечивать максимальную прозрачность», – уточняется в сообщении ГРЕКО, но доклады тем не менее не публикуются. О причинах такого положения вещей не сообщается.
В этом году специалисты ГРЕКО исследовали вопрос «криминализации коррупции и прозрачности финансирования партий», а также проанализировали выполнение своих предыдущих рекомендаций, касающихся предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Даже в рамках короткого резюме Совет Европы констатирует, что Уголовный кодекс Белоруссии в той части, где речь идет о коррупции, не вполне соответствует Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию, которую страна ратифицировала. С 2014 года никаких позитивных изменений в этой сфере в стране не наблюдалось, констатируется в докладе ГРЕКО. Не выполнила Белоруссия и те рекомендации, которые организация давала ей еще в 2012 году. В связи с этим ГРЕКО предложила генеральному секретарю Совета Европы направить письмо министру иностранных дел Белоруссии, в котором обратить внимание на эти факты и призвать власти страны «принять решительные действия для скорейшего достижения ощутимого прогресса».
Ранее «НГ» неоднократно писала об особенностях белорусской коррупции, которой пронизана вся вертикаль власти. Свидетельство тому – еженедельные суды над коррупционерами всех уровней. По оценке местных экспертов, причина кроется в системе власти, генерирующей коррупцию. В первую очередь это законодательство непрямого действия. В нем множество отсылочных норм, статей, предполагающих вариативность наказания и неоднозначность толкования. Во-вторых, это большой госсектор – около 80%. Управленцы в госсекторе распоряжаются огромными деньгами, имеют миллиардные обороты, а в соответствии с местной системой оплаты труда не могут претендовать на высокие доходы.
Президент Александр Лукашенко – большой противник социального расслоения, но поскольку большинству населения высокий уровень жизни власти обеспечить не могут, то идут к социальному равенству через ограничение доходов более состоятельных граждан. Например, пару недель назад президент Белоруссии распорядился снизить зарплату банковскому топ-менеджменту, назвав его представителей жирными котами, хотя средняя зарплата по банковскому сектору не превышает суммы, эквивалентной примерно 700 долл. В понимании власти 1–2 тыс. долл. – это уже очень высокая зарплата, однако она ничтожно мала по сравнению с теми суммами, которые проходят через руки государственных директоров. В-третьих, в стране – высокая централизация средств в бюджете, которыми затем распоряжаются чиновники. Их зарплата еще ниже, чем у директоров, а решения они принимают очень дорогостоящие. Да и в целом в государстве нет культа соблюдения законодательства о коррупции. Несколько недель назад, например, Александру Лукашенко китайские партнеры подарили электромобиль Geely, о чем он лично сообщил общественности. Да и это не первый подобный подарок, но ни разу никто не посмел упрекнуть президента в коррупции.
По мнению экспертов, власти выгодна такая ситуация. Во-первых, всегда есть компромат на любого чиновника. Во-вторых, деньги движутся по вертикали и формируют разного рода резервные фонды на всех уровнях. Откаты стали нормой жизни в Белоруссии, о чем опять же свидетельствуют недавние судебные процессы. Например, топ-менеджеры главного государственного банка, как сообщалось СМИ, получали откаты от поставщика оборудования, а чиновники Мингорисполкома – от поставщика светофоров. Министры не стоят в стороне от коррупционных схем. Министр природы и охраны окружающей среды Андрей Ковтухо со своим заместителем при участии других более мелких чиновников не стали тратить деньги госпрограммы на поиск полезных ископаемых, а нашли им более достойное применение, положив в личный карман.
Наиболее причудливые формы белорусской коррупции – это возможность получить «прощение» президента после суда и возглавить в качестве наказания какое-нибудь отстающее предприятие. Например, бывший заместитель генерального прокурора Александр Архипов, который был приговорен к шести годам лишения свободы за взятки, через два года уже возглавил колхоз.
Похоже, белорусская коррупция приобретает еще одну интересную форму. В понедельник был вынесен приговор бывшему председателю Солигорского райисполкома Александру Римашевскому. За взятки в 16 900 долл. его приговорили к восьми годам лишения свободы. Однако, как утверждает его адвокат, ни одного прямого доказательства того, что он их действительно брал, так и не было предоставлено. Единственный свидетель, который якобы их давал, не может вспомнить никаких подробностей и даже подтвердить, что чиновник видел, как он что-то там ему положил в тумбочку. Впервые местная общественность, наблюдая за ходом суда, склонна согласиться, что вина Римашевского не совсем очевидна. На уровне слухов утверждается, что чиновника подставили как раз те, кому он мешал «жить на откатах».
Даже анализ тех фактов, которые известны общественности, говорит о широком масштабе коррупции в стране, но, вероятно, властям еще есть что скрывать.
Минск