0
3611
Газета СНГ Интернет-версия

05.12.2017 00:01:00

Астана и Бишкек начали с чистого листа

Тэги: казахстан, киргизия, граница, дорожная карта, еаэс


казахстан, киргизия, граница, дорожная карта, еаэс Ситуация на казахстанско-киргизской границе нормализована. Фото с сайта www.azattyk.org

Астана и Бишкек подписали «дорожную карту» экономического сотрудничества, предусматривающую в том числе урегулирование ситуации на казахстанско-киргизской границе. Де-факто Киргизия спустя 2,5 года после фактического вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) приступила к процессу реального вхождения в эту организацию. Политическую ответственность за реализацию «дорожной карты» взял на себя Казахстан.

«Все контрольно-пропускные пункты на границе Киргизии и Казахстана работают в штатном режиме, скопления транспортных средств уже не наблюдается», – сообщили «НГ» в пресс-службе Государственной пограничной службы Киргизии, уточнив, что граница была открыта в ночь на воскресенье, после подписания в Астане «дорожной карты» экономического сотрудничества двух стран. «Эти меры направлены на дальнейшую адаптацию киргизской экономики к нормам и требованиям ЕАЭС с целью обеспечения доступа киргизских товаров на рынки ЕАЭС», – сказал после подписания документа заместитель председателя правительства Аскар Мамин.

Напомним, что проблемы с пересечением границы начались 10 октября, после резких высказываний тогдашнего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева в адрес Казахстана и его главы Нурсултана Назарбаева. Астана в ответ ужесточила требования при прохождении киргизских грузов через границу. В результате на трех КПП образовалась многокилометровая автомобильная очередь. Официально Казахстан объяснил свои действия желанием пресечь «серый экспорт» Киргизии. Ситуация в итоге затянулась не на один день.

Разрядить обстановку удалось новому президенту Сооронбаю Жээнбекову. На полях саммита ОДКБ в Минске состоялась его встреча с Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которой было принято решение о разработке новой «дорожной карты». В документе упомянуто 50 мероприятий по комплексному решению актуальных вопросов в сфере пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования.

«Фактическое вступление Киргизии в ЕАЭС – 1 января 2018 года, а не декларированный август 2015 года», – сказал «НГ» киргизский экономист Кубат Рахимов. По его словам, тогда решение о принятии Киргизии в альянс было политически мотивированным, сегодня же предпринимаются действия экономического характера». «Подписанная в Астане и принятая к имплементации «дорожная карта» носит позитивный характер и послужит катализатором реальных изменений в Киргизии. В частности, будет наведен порядок в экономике, в ее теневых сегментах. Это расширит налоговую базу государства, приведет к увеличению ВВП», – сказал «НГ» Рахимов. Выполнение «дорожной карты» даст до 10% роста экономики страны. По мнению Рахимова, для всех сторон ситуация складывается успешно: фактическое реформирование киргизской экономики под требования ЕАЭС будет выполняться под надзором Казахстана и отчасти Белоруссии, потому что примирение Астаны и Бишкека произошло в Минске при участии президента Александра Лукашенко.

Эксперт однако не исключает, что выполнить все пункты «дорожной карты» Киргизии вряд ли удастся. «Шансы 50 на 50. Для выполнения ряда мер системного характера нужны гиперусилия и деньги. Те 100 млн долл. от Казахстана на создание лабораторий по фитосанитарному контролю, от которых киргизские чиновники гордо отказались под давлением уходящего президента Атамбаева, скорее всего придется теперь под любыми предлогами возвращать. У Киргизии свободных денег для реформирования таможенной, фитосанитарной, ветеринарной инфраструктур нет», – сказал Рахимов. Он считает, что только «дорожная карта» не сможет решить накопившиеся проблемы. «Это уже дело всего ЕАЭС. Есть ряд вопросов, которые могут быть разрешены только общими усилиями. В этой связи вырастает роль Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая должна наделяться дополнительными полномочиями. В частности, ей стоит придать функции когезионных фондов – фондов выравнивания уровня жизни между странами», – сказал Кубат Рахимов.

По словам замдиректора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Саната Кушкумбаева, вопрос киргизско-казахстанской границы был актуальным сам по себе, и не стоит его политизировать. Он возник еще в 2015 году при вступлении Киргизии в ЕАЭС. «Казахстанская сторона последовательно продвигала, ставила вопросы по улучшению фитосанитарного, ветеринарного контроля, таможенного администрирования. Очень важный аспект, что киргизская сторона берет на себя политическую ответственность за реализацию этой «дорожной карты» и ее положений. Мы ожидаем, что это не только улучшит торгово-экономические показатели двух стран, но и в целом отношения в многостороннем формате», – цитирует Kazinform Кушкумбаева с пресс-конференции в Алма-Ате.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
262
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1275
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1809
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1303

Другие новости