Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на конференции в Самарканде поддержала новые инициативы по Центральной Азии. Фото со страницы МИД Казахстана в Facebook
Европейский союз (ЕС) отныне рассматривает Центральную Азию (ЦА) не в качестве бенефициария, а как экономического партнера, сам же регион становится привлекательным для европейских инвестиций. Об этом заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Европейской комиссии Федерика Могерини. По ее словам, в течение ближайших месяцев будет принята новая стратегия «ЕС – Центральная Азия». Эксперты считают, что ЕС стремится к расширению своих позиций в Центральной Азии на фоне активизации Китая и России.
«Сейчас как никогда ранее страны Центральной Азии демонстрируют стремление работать вместе. Никогда у нас не было такого позитивного и конструктивного диалога. Я скажу, что мы на вершине нашего взаимодействия, но мы хотим использовать это не как итоговую цель, а как новую точку отсчета», – заявила Могерини в Самарканде в рамках конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее. Сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания». По ее словам, ЕС заинтересован в наращивании сотрудничества со странами ЦА в сфере торговли, что дает ему возможность выхода на более чем 70-миллионный рынок. Для этого ЕС готов способствовать процессу региональной интеграции, проведению экономических реформ и поиску общих решений. В рамках новой стратегии предполагается и увеличение финансовой помощи региону.
Напомним, что стратегия ЕС для Центральной Азии была разработана еще в 2007 году и предусматривала сотрудничество и развитие отношений между Европой и с каждой из стран региона в области энергетики, образования, в борьбе с терроризмом, охране границы, развитии законодательства и защите прав человека. ЕС профинансировал более 110 проектов общим бюджетом около 230 млн евро. Стратегия сотрудничества должна была быть пересмотрена к концу 2017 года. Но этого не случилось. Причина проста – у Европы сейчас другие заботы, да и денег для ЦА у нее нет, а в регионе активно работают Россия и Китай. Поэтому сегодня предлагается делать упор на расширение сотрудничества за счет реализации инфраструктурных проектов и вовлечения в эти проекты Афганистана.
В этом интересы ЕС и ЦА пересекаются. Выступивший на конференции хозяин встречи – президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев – заявил, что «главной целью является общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономический развитый и процветающий регион». «Для этого нам необходимо совместно устранить условия и причины, подпитывающие и провоцирующие конфликтный потенциал, обеспечить сопряжение перспектив национального развития с общерегиональными приоритетами», – считает он.
В качестве примера подобной политики президент назвал поиск компромиссов по самым болезненным проблемам, начиная с границ, водопользования, транзита и заканчивая торговлей. Определенные успехи уже имеются. Так, Узбекистан и Киргизия уже согласовали 85% госграницы. А в ходе конференции был подписан трехсторонний бессрочный договор о стыке государственных границ Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. «Это без всякого преувеличения исторический документ для Центральной Азии, поскольку он ставит точку в правовом оформлении государственных рубежей трех наших государств», – считает министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов.
Решение пограничных вопросов дает возможность более эффективно задействовать транзитно-логистический потенциал региона и обеспечить опережающее развитие транспортной инфраструктуры. Мирзиёев отметил, что в Туркменистане уже открыты новые железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад–Фараб через Амударью. Это, по его словам, «важный участок транспортно-транзитного маршрута Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман». Он также сообщил, что достигнута договоренность о скорейшем начале строительства железной дороги Узбекистан–Киргизия–Китай и уже состоялся «пилотный автопробег по данному транспортному коридору». Шавкат Мирзиёев предложил разработать и принять общерегиональную Программу развития транспортных коммуникаций. По его мнению, перспективы стабильного и устойчивого развития в ЦА неразрывно связаны с достижением мира в соседнем Афганистане: «Одна из первоочередных задач – всестороннее содействие интеграции Афганистана в региональные экономические процессы. Это станет важнейшим вкладом в усилия мирового сообщества по обеспечению мирного развития в Афганистане».
Еще один и, пожалуй, главный инструмент объединения усилий всех стран ЦА по развитию региона в целом и каждой страны в частности – консультативный совет глав государств Центральной Азии, позволяющий на высшем уровне обсуждать региональные проблемы и находить наилучшие пути их решения. Глава Узбекистана подчеркнул, что речь не идет о создании новой международной организации или какой-либо интеграционной структуры. «Деятельность новой платформы будет направлена исключительно на сверку часов по ключевым вопросам», – подчеркнул он. Первым на предложение Ташкента откликнулся казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев. Предложение поддержали и другие региональные лидеры. Как сообщил Кайрат Абдрахманов, Астана готова принять саммит накануне празднования Навруза, то есть уже весной 2018 года.
Участники конференции отметили, что экономические проекты, особенно с участием в них Афганистана, нуждаются в безопасности. На вопрос «НГ», как она будет обеспечиваться, министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов ответил, что «все вопросы должны решаться внутри в рамках процессов обеспечения будущего мира и стабильности в Афганистане». Министр считает, что нельзя говорить о безопасности какого-то одного проекта. «Необходим более широкий подход с точки зрения стабилизации обстановки в Афганистане в целом. Мы надеемся, что международное сообщество после тех усилий, которые были применены, не оставит Афганистан один на один с его проблемами. Это станет опаснейшим прецедентом в международной практике и в истории человечества. Сейчас набирает обороты международное сотрудничество по Афганистану с точки зрения запуска политического урегулирования, поскольку мы все убедились, что военного решения этой проблемы нет», – сказал Камилов. По его словам, безопасность Центральной Азии «является неотделимой частью глобальной безопасности». «Отсюда и наша общая ответственность, не только государств региона, но и всего мирового сообщества», – сказал министр.
Председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев отметил, что понятия «безопасность» и «устойчивое развитие» неотъемлемы друг от друга, ибо без экономического роста не может быть надежной общественной стабильности, равно как нельзя достичь социального прогресса без эффективно действующей системы обеспечения безопасности. «А поскольку самаркандская конференция посвящена поиску путей решения этой двуединой задачи в Центральной Азии, она исключительно актуальна для Содружества, так как пять государств региона являются участниками СНГ», – сказал Сергей Лебедев.
«Тенденции, которые в течение этого года набирают силу, будут развиваться дальше и сформируют новую видоизмененную геополитическую мозаику как в самом Центрально-Азиатском регионе, так и вокруг него. Никто не хочет конфликтов. В Ташкенте демонстрируют понимание того, что от стабильности в регионе выиграют все страны. Конференция в Самарканде может стать шагом на пути к согласию в регионе», – подвел итог для «НГ» политолог Рафик Сайфулин.
Самарканд–Москва