0
3918
Газета СНГ Интернет-версия

14.11.2017 00:01:00

Верховная рада собирается усилить оборону

Тэги: украина, конфликт, донбасс, крым, законопроект, разведоперации, реинтеграция


украина, конфликт, донбасс, крым, законопроект, разведоперации, реинтеграция Андрей Парубий предложил выделить специальную разведку в отдельную структуру. Фото c сайта www.rada.gov.ua

На этой неделе Верховная рада планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о стратегии действий Украины в Донбассе. Полтора месяца назад, когда депутаты утвердили его в первом чтении, споры вызвали, в частности, те нормы, которые позволили бы власти задействовать военную силу в мирное время. Сейчас в парламенте зарегистрирован еще один законопроект, предполагающий возможность проведения специальных разведывательных мероприятий на мирной территории.

Новый документ, соавтором которого является председатель Верховной рады Андрей Парубий, предполагает внесение поправок в действующий закон «Об обороне Украины». 

Речь идет о таком аспекте, как проведение специальных разведывательных действий в рамках усиления обороноспособности государства. «Специальная разведка является неотъемлемым элементом готовности государства противодействовать противнику как в условиях конвенционной агрессии, так и в условиях гибридных вызовов, в том числе в фазе, предшествующей началу боевых действий. Ведение специальной разведки должно охватывать не только особый период или период военного положения, но и период подготовки государства к обороне, что включает в себя и угрожающий период», – сказано в пояснительных документах к законопроекту.

Авторы предлагают выделить в отдельную самостоятельную структуру те органы, которые занимаются специальной разведкой. И наделить их такими полномочиями, как «проведение разведывательной и информационно-аналитической деятельности в интересах подготовки государства к обороне», «проведение военных информационно-психологических операций». Если депутаты проголосуют за законопроект, то, по мнению его авторов, «это даст возможность повысить обороноспособность государства, готовность органов военного управления, государственной власти Украины, государственных и негосударственных структур к внешней агрессии; своевременно информировать о военных, террористических, диверсионных, информационных операциях против Украины до их осуществления противником…; реализовать меры по предупреждению агрессии…».

О необходимости усиления разведывательного направления в Украине говорят в связи с рядом громких убийств и покушений, а также участившихся инцидентов с оружием и взрывчаткой. В прошлое воскресенье полиция сообщила о задержании на окраине Киева автомобиля, водитель и пассажир которого привезли в столицу из Мукачево (Закарпатская область) взрывчатку. Советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк сказал телеканалу «112 Украина», что задержанные утверждают, будто не знали, что находится в посылке, которую их попросили привезти в Киев. «Был, по сути, предотвращен возможный террористический акт, никаких сомнений в этом нет. Поскольку то количество взрывчатки – более 6,5 кг, предварительно пластида с 15 детонаторами – могло быть использовано для осуществления террористического акта. И это могло привести к большому количеству жертв», – сказал Шкиряк.

С другой стороны, украинская оппозиция опасается, что усиление силовых структур, включая разведывательные органы, и расширение их полномочий позволят власти применить новые способы подавления протестов и борьбы с политическими противниками. Такие опасения прозвучали в Верховной раде в начале октября, когда депутаты со скандалами рассматривали президентский законопроект о стратегии действий в Донбассе. В нем, в частности, содержался пункт о праве президента применять силовые структуры без объявления военного положения. Оппозиция обратила внимание, что это теоретически позволило бы президенту задействовать армию и на мирной территории Украины.

Ко второму чтению, запланированному до конца текущей недели, депутаты подали сотни предложений о поправках. Поэтому окончательный вариант законопроекта еще неизвестен. Президентская команда акцентирует внимание на том, что в этом документе Украина признает Россию «государством-агрессором», а неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей – «временно оккупированными территориями». Кроме того, планируется изменить систему управления силовой операцией в Донбассе (вместо режима антитеррористической операции, которая в теории проводится под руководством СБУ, ввести понятие «самооборона государства», что предполагает создание Объединенного оперативного штаба силовых структур). Уточнения планируются и в вопросах функционирования военно-гражданских администраций на местах.

Представители «Блока Петра Порошенко» уверяют, что закон позволит реинтегрировать территории. Ставка делается, во-первых, на то, что Украина, признав Россию «государством-агрессором», усилит свои позиции в Международном суде ООН. Во-вторых, что новый закон создаст основу для решения Совбеза ООН о вводе миротворческой миссии в Донбасс. В-третьих, что действия Киева станут более эффективными.

«Оппозиционный блок» считает, что документ не направлен на реальную реинтеграцию Донбасса, а может только оттолкнуть жителей региона от Украины. В партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко сомневаются в том, что закон что-либо изменит в ситуации в Донбассе. Но, как допускают некоторые депутаты, может повлиять на ситуацию на мирной территории Украины. В партии «Самопомощь», как и прежде, придерживаются своей линии, изложенной в законе о деоккупации (президентская команда отказалась рассматривать этот документ, считая, что он «отрежет Донбасс от Украины»). Даже в партии «Народный фронт» Арсения Яценюка, являющейся партнером «Блока Петра Порошенко» по правящей коалиции, не согласны с нормами этого закона. В частности, члены «Народного фронта», как и представители «Батькивщины», не считают возможным разделять Донбасс и Крым.

Этот тезис четко прозвучал на выходных в ходе съезда «Народного фронта». Политический обозреватель Кирилл Сазонов в колонке для «Главкома» написал, что «украинские ястребы» настроены решительно: «Никакого разделения Донбасса и Крыма. Яценюк отдельно подчеркнул, что прекрасно знает о разговорах в некоторых европейских столицах и в кулуарах нашей Верховной рады. Мол, Донбасс освобождаем сейчас, а Крым «когда-нибудь потом». Нет (считает команда Яценюка. – «НГ») – Донбасс и Крым стоят на повестке дня сегодня, и никакой отмены санкций или смягчения нашей позиции после вывода российских войск из Донбасса не будет. Мы требуем вернуть все и все вернем. Этот сигнал доносят до ЕС и США, и есть все основания полагать, что он найдет поддержку».

Источники «НГ» отмечают, что за последний месяц президентской команде уже пришлось пойти на уступку «Народному фронту». Ко второму чтению из законопроекта изъяли упоминание о Минских соглашениях, хотя, по словам источника, «это не понравилось Западу». Вторая уступка – в виде упоминания Крыма – может усложнить отношения Киева с западными партнерами и даже привести к расколу в команде власти.

При этом сам законопроект, как отмечают многие политики и эксперты в Киеве, не решит задачу реинтеграции Донбасса. Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука в интервью «Апострофу» сказал: «По реинтеграции там есть единственный тезис: что государственную политику в отношении неконтролируемых территорий разрабатывает и внедряет центральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это. А это – наше министерство. Все. Поэтому я постоянно подчеркиваю: с моей точки зрения, это закон о системе управления Донецкой и Луганской областями. Как военного, так и хозяйственного».

Тука считает, что рассмотрение документа во втором чтении может вызвать новую волну противостояния в среде украинских политических сил. Споры вызывают многие пункты документа, включая и вопросы подчинения и применения силовых структур.

Еще больше вопросов, по мнению экспертов, может возникнуть, если Верховная рада расширит полномочия разведывательных органов на мирной территории. Опасения вызывает не сама по себе деятельность разведки и силовиков, а система подчинения этих структур, теоретически позволяющая использовать их в политических целях. Ведь в Украине зреет недовольство переменами, которые власть называет реформами, а население – затягиванием поясов. Но, как отмечают социологи, люди не участвуют в протестах, поскольку опасаются, что внутренние дрязги могут ослабить страну, привести к внешней агрессии, к расширению зоны военных действий. Именно такой сценарий должны предотвратить меры, предусмотренные в новых законах.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1180
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1050
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2012
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
894

Другие новости