Петр Порошенко надеется найти общий язык с Анджеем Дудой. Фото Reuters
После Венгрии и Румынии отношения с Украиной ухудшили Польша и Сербия. Будапешт и Бухарест выразили протест против языковых норм принятого Верховной радой в сентябре нового закона «Об образовании». Белград возмутился из-за жестких заявлений посла Украины в Сербии Александра Александровича. Конфликт с Польшей связан с разным толкованием исторического прошлого. Противоречия были всегда, споры активизировались в прошлом году, а сейчас ситуация находится на грани скандала.
В этом ряду для Киева наиболее важны отношения как раз с Варшавой, которую долгое время называли адвокатом Украины в Европе. Ранее польская власть даже выступила с инициативой о присоединении к форматам переговоров по урегулированию в Донбассе. Правда, предложение принято не было.
Украинский политический эксперт Петр Олещук отметил на своей странице в соцсети, что «Украина для Польши – это буфер между ней и Россией». На этом, по его мнению, основана поддержка Варшавой Киева: «Безопаснее иметь дело с Россией, когда между ними есть вот такая Украина… Соответственно Польша всегда будет больше за Украину, чем за Россию».
Но противоречия в трактовке истории – в частности относительно роли Украинской повстанческой армии (УПА) – сохранялись. И стали нарастать с прошлого года, когда польский Сейм принял резолюцию, признающую Волынскую трагедию (взаимные этнические чистки на Волыни в период Второй мировой войны) актом геноцида польского народа. Это решение стало ответом на официальное признание украинской стороной Организации украинских националистов и УПА участниками национальной освободительной борьбы. В 2016 году в Украине улицы и площади стали называть именами Степана Бандеры и Романа Шухевича. В Польше их считают бандитами, причастными к уничтожению польского населения на Волыни. В Украине утверждают, что польская Армия крайова в тот же исторический период проводила этнические чистки, уничтожая украинское население.
Эти давние претензии удалось на время разрешить после обретения Украиной независимости. За основу был принят принцип «прощаем и просим прощения». Но, как оказалось, искреннего раскаяния не получилось. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский сказал недавно в эфире польского телеканала TVP1: «Мы осознаем, насколько важна для нас Украина с точки зрения геополитики. Но украинцы, зная об этом значении своей страны для нашей безопасности, считают, что в таком случае вопросы, которые нас разделяют, в частности исторические, должны отойти на второй, третий план…»
Именно Ващиковский внес исторические противоречия в сегодняшнюю повестку дня. Летом он поддержал главу правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, заявившего, что героизация лидеров украинских националистов может помешать евроинтеграции Украины. «С Бандерой Украина в ЕС не войдет», – жестко расставил акценты Ващиковский.
Киев ответил не менее жестко, напомнив, что Украина заплатила и платит сотнями и тысячами жизней за свой внешнеполитический выбор, за евроинтеграцию (а также, как отмечалось в заявлении МИДа, «за то, чтобы не допустить на территорию Польши и других стран ЕС российские войска»).
Этот аргумент звучит сейчас и в рамках развивающегося дипломатического скандала между Украиной и Сербией. Он вспыхнул после опубликованного в издании Balkan Insight интервью украинского посла Александра Александровича. Общий смысл его высказываний свелся к критике действий и бездействия властей Сербии, которые якобы не замечают, что граждане этой страны воюют против Украины в Донбассе (на стороне ДНР и ЛНР), а также не противятся тому, что «Россия использует Сербию, чтобы уничтожить Европу».
После интервью украинский посол был отозван для консультаций в Киев, на этой неделе Белград отозвал из Украины для консультаций и своего посла. Конфликт пока не разрешен. Он развивается на фоне начавшихся ранее скандалов, инициированных Венгрий и Румынией: руководство этих стран сочло, что новый украинский закон «Об образовании» нарушает права нацменьшинств. Как писала «НГ», речь идет о том, что выпускники всех украинских школ обязаны будут владеть государственным (украинским) языком, для этого преподавание большинства школьных предметов планируется перевести на украинский. На языках нацменьшиств будут изучаться отдельные дисциплины. Польша, кстати, отказалась поддержать Венгрию и Румынию в этом вопросе.
Эксперты в Киеве отмечают, что Варшава не предъявляет и территориальных претензий (и не добивается создания национально-культурной автономии для своего нацменьшинства на украинской территории). Но не отказывается от своей позиции в трактовке исторических событий.
В августе в интервью российскому изданию польский министр Ващиковский пояснил, почему именно сейчас обострились давние споры. Он сказал, что объявленный Киевом этап декоммунизации привел к тревожным тенденциям: восхваляются организации и личности, которые «принимали участие не только в преступлениях против поляков, но и в Холокосте». Ващиковский напомнил, что еще в конце прошлого года в ходе визита Петра Порошенко в Варшаву польская сторона обратила на это внимание. Предлагалось использовать опыт Израиля в переосмыслении Холокоста: «Ответ был положительным: инициативу направили в министерства иностранных дел – то есть мне и Павлу Климкину – с рекомендацией изучить возможности реализации. Правда, за восемь месяцев я так ничего и не услышал от моего коллеги и друга Павла».
Украинский МИД на днях обнародовал заявление со словами: «Убеждены, что мы должны идти к примирению путем взаимного восприятия друг друга, а не навязывания своей точки зрения. Этот принцип польской стороне было предложено воплотить в практическую плоскость путем подписания и реализации соответствующей «дорожной карты», однако ответ мы все еще ожидаем». Примирительный тон не дал результата.
В Варшаве все громче говорят о том, что в Украине назначаются на должности люди с антипольскими взглядами. МИД Польши объявил, что в страну будет заблокирован въезд таким лицам. Ващиковский, посещая недавно Львов, демонстративно отказался от визита в Национальный музей – мемориал памяти жертв оккупационных режимов (в Польше не согласны с распространенным в Украине мнением о том, что в 1918 году Польша оккупировала часть Западной Украины). В Варшаве есть силы, которые с прошлого года выходят на демонстрации с лозунгами: «Львов – это Польша».
В четверг СМИ сообщили о том, что в ближайшие дни в Варшаве на Могиле Неизвестного Солдата откроют две новые мемориальные доски, посвященные защитникам польских поселений от ОУН–УПА. В Киеве официально не прокомментировали инициативу, но в целом восприняли ее негативно. Руководитель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович на своей странице в соцсети отметил, что в Польше собираются установить мемориальные доски представителям коммунистической системы безопасности, которые больше всего воевали против ОУН–УПА: «Поэтому теперь в Польше на государственном уровне будут чествовать чекистов, в частности тех, на руках которых и кровь польских патриотов».
Политический эксперт Тарас Чорновил считает, что заявления Ващиковского связаны с внутренней ситуацией в Польше. Он написал в колонке для украинского сайта ZIK: «Были анонсированы кадровые перемены в польском правительстве. Все польские эксперты согласны, что кандидат «на вылет» номер 1 – это министр иностранных дел Ващиковский, который ответственен за потерю позиций своей страны в ЕС, за конфликты с Берлином и Брюсселем…» По мнению украинского эксперта, польский министр, защищаясь, применил тактику нападения: «Он затеял огромный конфликт… Теперь его отставка осложнена политическим подтекстом: мол, это будет уступкой «украинским фашистам», расправой над «принципиальным польским патриотом». Этим он может прямо шантажировать президента (Польши. – «НГ»)».
Так или иначе, но на сегодня под вопросом находится запланированный на декабрь визит польского президента Анджея Дуды в Украину. Президент Петр Порошенко, стремясь разрядить атмосферу, предложил провести чрезвычайное заседание Консультационного комитета президентов Украины и Польши. Как сообщил пресс-секретарь украинского президента Святослав Цеголко, «резонансные заявления со стороны представителей официальной польской власти в адрес Украины и ее руководства, звучащие в последнее время, вызывают серьезное беспокойство и не могут оставаться без надлежащего реагирования».
Киев