Сооронбаю Жээнбекову предстоит управлять страной ближайшие шесть лет. Фото Reuters
Торжественная церемония инаугурации избранного президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова состоится 24 ноября. При этом полномочия действующего главы республики Алмазбека Атамбаева истекают 1 декабря. Но двоевластия, как утверждают в аппарате киргизского президента, это не создаст, поскольку Атамбаев готов уйти досрочно, обеспечив демократическую передачу власти. Эксперты считают, что Киргизия пойдет по польскому и молдавскому пути, при котором Атамбаев продолжит контролировать все ветви власти.
Президент в Киргизии избирается на один шестилетний срок. Церемония приведения к власти вновь избранного президента впервые состоится в госрезиденции «Ала-Арча». Как отметили в аппарате главы Киргизии, «досрочная передача власти даст возможность Жээнбекову спокойно принять все дела по управлению страной». А наследство ему досталось непростое, ко всему отягощенное ссорой с Казахстаном. «В обществе – серьезное недовольство, которое будет нарастать к весне. И то, что сейчас получили правящая Социал-демократическая партия (СДПК) и Атамбаев (неформальный лидер партии. – «НГ»), добившись победы своего ставленника, может оказаться пирровой победой. Попытка удержать власть и нарушения в основополагающих принципах демократии могут привести к печальному исходу», – сказал «НГ» эксперт Кубат Рахимов. Он, как и другие эксперты, одной из важнейших задач Жээнбекова считает восстановление нормальных отношений с Казахстаном.
Напомним, что конфликт между Астаной и Бишкеком начался после того, как Атамбаев обвинил казахстанского коллегу Нурсултана Назарбаева, принявшего у себя одного из кандидатов в президенты Киргизии в ходе избирательной кампании, во вмешательстве во внутренние дела своей страны. По словам Рахимова, Киргизия и Казахстан не просто партнеры по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), но и соседи. «А сосед, как известно, ближе родственника. Поэтому Астана и Бишкек будут вынуждены помириться. Взять хотя бы отношения России и Белоруссии. Сколько бы споры ни возникали, но ближе союзника, чем Белоруссия, у России нет. Конфликты были, есть и будут. Национальные интересы были, есть и будут у всех сторон. В данном случае ссора президентов вскрыла ту проблематику, которая всегда присутствовала во взаимоотношениях двух стран и усугубилась после вступления в ЕАЭС. И это нормально. Но ненормальна форма того, как конфликт был спровоцирован, как он развивается и переходит в фазу противодействия друг другу с нанесением ущерба бизнесу и простым людям», – отметил Рахимов.
Помимо столпотворения на границе Казахстан по-прежнему не пропускает грузы из Киргизии, а для ТЭЦ Бишкека перестал поступать казахстанский уголь. Вице-премьер-министр Киргизии Дуйшенбек Зилалиев, сообщивший, что поставки прекратились 15 дней назад, выразил надежду, что вопрос будет решен в ближайшее время, поскольку у Киргизии есть «рычаги влияния и один из главных – вода». То есть конфликт продолжает углубляться.
Урегулировать этот конфликт придется новому президенту Сооронбаю Жээнбекову и премьер-министру Сапару Исакову. «Это хорошая возможность проявить себя в связке и подтвердить репутацию способных лидеров», – считает Рахимов. Но многое будет зависеть и от уходящего президента, который, по мнению эксперта, останется лидером правящей СДПК и продолжит заниматься государственными делами.
Такой расклад не станет прецедентом, говорит Рахимов. Так, в Польше лидер правящей партии «Право и справедливость» (PIS) Ярослав Качиньский сумел сохранить влияние на фракцию PIS в Сейме, пролоббировал выдвижение на пост президента Анджея Дуды, а Беаты Шидло – на пост премьер-министра. Качиньский смог реализовать схему, когда партия выполняет роль реального механизма, связанного с электоратом и имеющего фидбэк (возвратную связь) от региональных ячеек, воеводств до самого низового уровня. «Очевидно, что Атамбаев будет стремиться к такому же механизму опосредованного управления и влияния и на Исакова, Жээнбекова и парламент», – отметил Рахимов.
Эксперт по странам СНГ Зураб Тодуа сравнил развитие политических событий в Киргизии и Молдавии. Он подчеркнул, что сценарий сохранения влияния Атамбаев рассматривал уже достаточно давно. В частности, два года назад он посетил Кишинев с частным визитом на самолете Embraer Legacy 650, принадлежащем молдавскому предпринимателю Илану Шору, занимавшемуся некоторыми бизнес-проектами в Киргизии. «Утомительный путь был проделан только для того, чтобы пару часов поговорить с наиболее влиятельным человеком Молдовы – олигархом Владом Плахотнюком. Сразу после переговоров с ним Атамбаев отправился в Санкт-Петербург, где у него была запланирована встреча с президентом России Владимиром Путиным», – напомнил Тодуа. По его словам, то, как стали развиваться политические события в Киргизии после упомянутой встречи Атамбаева и Плахотнюка, удивительным образом напоминает Молдавию. «Сегодня Влад Плахотнюк – некоронованный король страны, хозяин и вершитель судеб. Олигарх и политик, которому подвластно все и вся: парламент, правительство, суды, Центризбирком и прочие государственные учреждения и ведомства, партии, СМИ, неправительственные и общественные организации и т.д. То, каким образом Атамбаев подготовился к недавно состоявшимся президентским выборам, по сути, организовав передачу власти своему преемнику, наводит на мысль, что он во многом использовал опыт Плахотнюка и готов следовать его примеру, – стать человеком, который принимает все решения в стране, не занимая при этом никаких государственных постов, являясь только лидером правящей партии», – считает Зураб Тодуа.