Курт Волкер с проблемами Донбасса знакомился на месте. Фото со страницы пресс-службы АТО в Facebook
В воскресенье, 7 октября, в Сербии может состояться вторая встреча Владислава Суркова и Курта Волкера. Об этом сообщили источники «НГ» в Москве и Киеве. Помощник российского президента и спецпредставитель США по Украине познакомились в конце августа в Минске. В ходе первой встречи они обменялись мнениями о ситуации в Донбассе. Сейчас, как ожидается, они представят встречные планы разрешения конфликта.
Готовясь к встрече, американская и российская стороны публикациями в СМИ неофициально обозначили свои позиции. В ходе состоявшегося в сентябре в Киеве международного форума «Ялтинская европейская стратегия» Курт Волкер указал, что ситуация в Донбассе «не является этническим восстанием или гражданской войной… Есть внешняя сила, которая использует часть местного населения как прикрытие… Это конфликт, в котором Россия принимает самое непосредственное участие». Поэтому Волкер раскритиковал идею прямых переговоров с ДНР и ЛНР. По его словам, к таким переговорам подталкивает российская сторона: «Поскольку это освобождает Россию от любой ответственности. Хотят сделать так, чтобы мы застряли в переговорах с этими людьми (руководством ДНР и ЛНР. – «НГ»), которые ничего не решают». Кроме того, спецпредставитель США выступил за предоставление Украине оборонительного оружия.
В конце сентября Курт Волкер уточнил ряд своих заявлений в интервью украинскому еженедельнику «Зеркало недели». В частности, объяснил, как в Вашингтоне видят причины конфликта: «Россия попыталась с помощью силы оставить Украину в сфере своих интересов.
Однако вторжение и оккупация привели к обратному эффекту. Россияне получили не то, чего хотели». Он отметил, что в Донбассе не удалось «создать еще одну Абхазию»: «Мы им демонстрируем, что это не удастся. Не только сейчас, но и в дальнейшем. И со временем все для них будет складываться еще хуже. С политической, экономической и информационной точек зрения, с точки зрения безопасности. Однако Москва может избежать дальнейших осложнений».
Волкер несколько раз повторил в интервью, что стремится убедить российских собеседников в том, что уход с территории Донбасса соответствует национальным интересам России. Упоминая первую встречу с помощником президента РФ (которого Волкер назвал «архитектором того, что происходит в Донбассе»), американский чиновник сказал: «Мне Сурков показался очень умным и очень продвинутым, с интересным образом мышления. Он производит впечатление человека, хорошо подготовленного технически и технологически. Он активный деятель с хорошими связями. Все это, а также упомянутые вами постоянные контакты с Путиным действительно являются факторами, способными помочь в переговорах. Потому что я не имею возможности напрямую убедить президента Путина, в чем заключаются его истинные интересы. Но Владислав Сурков, который знает Путина, регулярно контактирует с ним, возможно, способен донести до него соответствующие мысли. Речь не идет о том, чтобы переиграть Россию или Суркова. Вопрос заключается в том, где мы (несмотря на расходящиеся в целом интересы) можем все же отыскать точки соприкосновения. Найти, где мы способны прийти к взаимопониманию».
Общим знаменателем могут стать Минские соглашения. Они не выполнялись, по мнению Волкера, так как очередность реализации пунктов, связанных с обеспечением безопасности, и политических пунктов привела к порочному кругу споров. Чтобы разорвать этот круг, Волкер предложил фокусироваться не на прекращении огня и отводе войск, а на восстановлении территориальной целостности и суверенитета Украины: «В таком контексте Минские соглашения – инструмент (пусть и очень несовершенный) для достижения цели».
Один из украинских экспертов сказал «НГ», что слова Волкера означают, что Киеву придется отказаться от прежней жесткой позиции: вначале выполнение всех пунктов Минских соглашений, связанных с обеспечением безопасности, затем – решение всех политических вопросов. Примечательно, что накануне второй встречи Волкера и Суркова в украинский парламент должно было поступить два законопроекта: первый, о котором говорят с июля (с момента заседания в Киеве Совета НАТО), – об украинской стратегии в отношении Донбасса. Второй, о котором стало известно вчера, – о пролонгации на год срока действия закона об особом порядке местного самоуправления в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. В первой половине дня некоторые депутаты неофициально отмечали, что видели черновики законопроектов – на украинском и на английском языках. Они отмечали, что западные партнеры Украины (в первую очередь США) могли принимать самое активное участие в разработке документов. И уже в воскресенье Курт Волкер сможет представить их Владиславу Суркову в виде компромиссного решения по выходу из кризиса в Донбассе.
Российские официальные лица не комментируют подготовку к встрече. Однако общий подход российской стороны изложил в интервью «Газете.Ru» директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Он подчеркнул принципиальное расхождение во взглядах относительно участников конфликта. Российская сторона, как и прежде, настаивает, что не имеет отношения к ситуации: «Стороны конфликта – Украина и республики Донбасса». При этом Чеснаков уверенно сказал: «Россия учитывала и будет учитывать мнение республик Донбасса. Граждане ДНР и ЛНР сделали экзистенциальный выбор. Они хорошо понимают, что с ними будет, если Украина вернет себе эти территории без предоставления им особого статуса, предусмотренного Минскими соглашениями. Поэтому они не пойдут на уловки Украины. Россия, конечно, оказывает влияние на республики, но не может требовать от них чрезмерных уступок без гарантий».
Гарантией, по словам политолога, мог бы стать ввод миротворцев ООН на тех условиях, о которых президент РФ Владимир Путин сказал 5 сентября. «Путин совершил великодушный шаг, пошел навстречу украинской стороне – предложил разместить подразделение ООН для охраны миссии ОБСЕ в районе линии соприкосновения. Там, где нужно прекратить огонь и обеспечить гарантии перемирия. Это предложение учитывает позиции республик. Но Украина с этим не хочет соглашаться. Почему? Потому что Порошенко хочет не мира в Донбассе, а победы над Донбассом». По его мнению, для урегулирования следует применить «формулу Штайнмайера», предполагающую, что «закон об особом статусе Донбасса начинает действовать на временной основе после проведения выборов (местных органов власти в ДНР и ЛНР. – «НГ»), а на постоянной – после отчета ОБСЕ (о признании результатов выборов. – «НГ»)». Эксперт пояснил, что Россия требует синхронизировать выполнение пунктов в сфере безопасности и политических шагов по урегулированию: «Если не будет синхронизации, то Суркову и Волкеру незачем обсуждать миссию ООН, а нормандской четверке – «дорожную карту» (по выполнению Минских соглашений. – «НГ»). Переговоры придется замораживать. Нужно понять принципиальную вещь. ДНР и ЛНР без гарантий выполнения политической части Минских соглашений со стороны Украины не будут обсуждать никакие военные аспекты. Республики Донбасса не отступят от этой позиции. Нет особого статуса – нет мира».
В Киеве, как известно, не принимают такой план. До сих пор украинская власть отказывалась от определения «особый статус» и гарантировала Донбассу только широкие полномочия местной власти. Проведение местных выборов, с точки зрения Киева, могло состояться только после обеспечения режима безопасности, отвода войск, контроля ОБСЕ над украинско-российской границей, то есть после демонтажа системы ДНР и ЛНР. Такой подход отражен и в законе об особом порядке местного самоуправления в Донбассе, трехлетний срок действия которого истекает 18 октября, и продлить который еще на год могут украинские депутаты. Но само голосование способно вызвать конфликты в Верховной раде.
Вопрос о миротворческой миссии, как считают источники «НГ» в Киеве, станет центральным в ходе переговоров Суркова и Волкера. «Полноценная миротворческая миссия может гарантировать безопасность и соблюдение прав жителей Донбасса – и России не о чем будет беспокоиться», – сказал источник. Курт Волкер в своем интервью заверил, что «президент Трамп готов выстроить сильную позицию. Эта позиция базируется на трех факторах – поддержке существующих правил игры, поддержке общих принципов безопасности и защите национальных интересов США». Он отметил, что позиция США не является антироссийской: «Разве что Россия сделает выбор в пользу того, чтобы стать антагонистом Соединенных Штатов. Президент Трамп, собственно, хочет того, о чем и заявлял, – достичь взаимопонимания с Россией. Но для этого сама Россия должна изменить поведение, к которому она уже привыкла».
Как раз попытку найти общий язык Волкер и Сурков предпримут через несколько дней. В Киеве ситуацию не комментируют, но к ней готовятся.
Киев