Фото Gettyimages
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев призвал преодолеть волну религиозного экстремизма и терроризма через культуру и традицию государства. О необходимости именно такого подхода к проблеме он заявил в Бишкеке на международной конференции «Ислам в современном светском государстве».
В Киргизии ислам играет все более весомую роль не только в обществе, но уже в политике и экономике. По разным оценкам, на территории республики около 3 тыс. действующих мечетей, причем не все они прошли государственную регистрацию. Количество религиозных объектов постоянно увеличивается благодаря финансированию из зарубежных мусульманских стран. Киргизы невесело шутят о том, что мечетей у них больше, чем общеобразовательных школ. К этому стоит добавить 102 действующих медресе, 7 исламских институтов и 1 исламский университет. Растет и количество верующих. На улицах киргизских городов все чаще можно увидеть женщин в традиционной мусульманской одежде, особенно это касается регионов. Мужчины все чаще наряжаются в пакистанские белые шальвары и длинную рубаху – камиз. Такого типа одежда никогда не была у киргизов в почете. Бишкек пока все-таки остается больше светским городом. Но светская часть киргизского общества настороженна – в стране слишком много появилось такого, что и представить было трудно. В частности, исламский банкинг в Киргизии – явление уже обыденное. Брокерские агентства работают по исламским принципам, и это изменило представление о финансовой системе рядовых жителей республики – как верующих, так и не очень.
Алмазбек Атамбаев неоднократно призывал отказаться от чуждых традиций. На состоявшейся в Бишкеке конференции «Ислам в современном светском государстве», в которой приняли участие ученые-эксперты, теологи и исламоведы из 19 стран мира, глава государства вновь подчеркнул факты использования религиозной атрибутики по поводу и без. «Ислам не обязывает никого использовать религиозную атрибутику, не навязывает свои идеи и веру, не приводит к единой догме вопросы поклонения… и тем более не должны навязываться под видом ислама образ жизни, обычаи, одежда и культура мусульман других стран». «Такие попытки могут привести к расколу в обществе, повышению напряженности и конфликтам», – считает киргизский президент. Он отметил, что различное толкование исламских канонов, часто не учитывающих современных реалий, и возникающие на этом идейные разногласия «используются радикальными и экстремистскими группами, которые, прикрываясь религиозной риторикой, сеют смуту, совершают террористические акты, провоцируют конфликты, в том числе вооруженные». «Ни одна страна мира не застрахована от подобной деструктивной деятельности», – считает глава киргизского государства.
Роль ислама в Киргизии со временем будет только возрастать, и этот процесс необратим, считают специалисты. Эксперт по военным вопросам и проблемам безопасности Токтогул Какчекеев считает, что в Киргизии в последние годы налицо религиозный психоз. «В атмосфере религиозных культов воспитываются дети. Им вбивают в головы идеи об упадничестве современной культуры, о ее чужеродности. Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, на чьи деньги в основном сооружаются мечети, не озабочены состоянием нашей экономики. Во времена СССР мечетей в Киргизии было не больше 40, а сегодня – более 2600 культовых сооружений. Повсюду открываются медресе, они финансируются из-за рубежа, работают в них кадры, получившие образование в Египте, Иордании, Саудовской Аравии, других арабских странах», – сказал «НГ» Какчекеев. При этом, по его словам, в республике пропагандируются религиозные традиции, тиражируются рассуждения о возможности создания в Киргизии исламского государства. «Власть реагирует пока только на откровенно экстремистские проявления. Но если не начнут приниматься адекватные необходимые меры, то уже на следующих парламентских выборах половину мест в высшем законодательном органе страны могут занять религиозные деятели», – отметил эксперт.
Директор Аналитического центра Prudent Solutions Эсен Усубалиев такое развитие событий считает нереальным, так как создание политической партии на религиозной основе в ближайшие годы не представляется возможным. «В Киргизии отсутствует ярко выраженное религиозное лидерство. Существующие мусульманские группы не представляют единого целого. Это разрозненные группы, находящиеся под разным влиянием. Интеллектуальный уровень нашей мусульманской общины не дозрел для создания политической платформы. Я не исключаю, что могут быть идеи создания исламской партии. Они не способны представить исламскую политическую деятельность на должном уровне, чтобы она легально находилась в политическом поле. Более того, после неудач Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), «Братьев мусульман» в Египте и других создание исламской политической партии в Киргизии не настолько актуально», – считает Усубалиев.
По его словам, власть занимает довольно четкую позицию – Киргизия является светским государством. Однако и власть, и общество не могут не учитывать, что мусульманское большинство в Киргизии – это естественная данность условий, и она неизбежно будет оказывать влияние на людей, на процессы. «Во избежание конфликтов особую роль ислама в формировании современного общества нельзя не признавать. Однако при этом говорить об исламизации страны и изменении в стране светского устройства государства рано», – сказал «НГ» Усубалиев.
В то же время эксперты обеспокоены ростом числа экстремистов. По словам Усубалиева, в стране нет четкой идеологии, как это было в советское время, нет сильных позиций государства и идеологической работы, поэтому мечеть и религия – это единственный выход, где люди находят ответы на повседневные вопросы жизни. «Проблема в том, что государство не может в полной мере контролировать в регионах строительство небольших мечетей или молельных комнат. Еще меньше способно контролировать идеологическое содержание проповедей имамов или вопрос образования этих имамов», – отметил эксперт. Усубалиев не исключает, что именно отучившиеся в Пакистане и Саудовской Аравии религиозные деятели несут в Киргизию чуждые культуру и традиции. Это проявляется как во внешнем виде людей, так и в идеологии. «Обеспокоенность президента вполне понятна, в Киргизии ислам должен иметь свои национальные особенности и не должен копировать форму других стран. Посыл Атамбаева понятен – в обществе не должно быть внешних раздражителей, несмотря на благосклонное отношение государства к развитию религии, причем не только ислама, но и христианства. Ислам не должен вызывать у людей обеспокоенность и страх за светские устои киргизского государства. В ближайшие 10–15 лет я не вижу перспектив изменения ни конституционного строя Киргизии, ни политического курса, направленного на сотрудничество с РФ, интеграцию в ЕАЭС», – сказал Эсен Усубалиев.