На фото посол США в Грузии Ян Келли (справа). Фото пресс-службы посольства
Вашингтон поддерживает подход властей Грузии к реинтеграции абхазского народа в грузинское общество. Об этом в Тбилиси в ходе траурных мероприятий, посвященных годовщине падения Сухуми, завершившего грузино-абхазскую войну, заявил посол США Ян Келли. Он позитивно оценил развитие контактов сторон в сфере здравоохранения и образования: возможность получения жителями Абхазии бесплатной медицинской помощи и образования в Грузии. Разумеется, при желании.
Затрагивая данный вопрос, стоит дифференцировать жителей Гальского района от населения остальной Абхазии. В Гали в основном живут грузины, и, разумеется, их желание получать медицинские услуги или образование в Грузии вполне резонно и закономерно.
Другое дело, что, во всяком случае по части здравоохранения, они, по определенным данным, получают меньше внимания, чем обращающиеся к грузинской стороне за тем же абхазы. Тбилиси, кстати, наличие этой проблемы не отрицает. Косвенным свидетельством может служить то, что для жителей Гальского района по линии здравоохранения с этого года будет задействована отдельная специальная программа, после которой, по словам анонимного представителя грузинских властей, все нарекания останутся в прошлом. А прибывших на лечение абхазов – да, принимающая сторона встречает с особым, повышенным вниманием, размещая их в лучших клиниках под опекой ведущих специалистов.
Программа оказания медицинской помощи жителям Абхазии и Южной Осетии отнюдь не нова. Проект был начат еще в период президентства Эдуарда Шеварднадзе, когда контакты между гражданскими обществами конфликтующих сторон были довольно интенсивны, проводилось множество встреч как на общественном, так и на политическом уровне, а Россия заявляла о своей нейтральной позиции. Другое дело, что в то время положение в самой Грузии, бедствовавшей по полной программе, не слишком отличалось от положения в неподконтрольных автономиях, и каких-то особенных услуг ни по части медицины, ни по части образования Тбилиси предложить не мог. Хотя в сравнении качественные различия в этих сферах тем не менее были в пользу грузинской стороны. Конечно, существовала альтернатива – можно было лечиться в России. Но для большинства жителей Абхазии и Южной Осетии этот вариант был слишком дорогим.
Положение стало меняться после революции роз, когда в Грузию пошли инвестиции, кредиты, заработали грантовые программы, стало поступать современное оборудование для больниц и вузов, а специалисты начали ездить на переквалификацию в лучшие учреждения США и Европы. С повышением качества медицинского обслуживания увеличилось и количество обращающихся за помощью жителей Абхазии и Южной Осетии. Лечение было качественным и, что важно – бесплатным, поскольку власти Грузии, запустившие программы страхования, объявили: абхазы и осетины – наши граждане, и они должны пользоваться теми же благами, что и все остальное население.
Но недобрую службу сослужила пиар-машина грузинских властей. Приезд каждого абхаза или осетина в больницу на территории, подконтрольной Тбилиси, становился элементом пропаганды, этически неуместным, нередко создававшим проблемы самим пациентам по возвращении домой после лечения, зато положительно игравшим на рейтинг грузинских властей и их имидж на мировой арене. Чем мощнее работала пиар-машина Михаила Саакашвили, тем меньше становилось абхазов, желающих обращаться к грузинским врачам. Наконец, вся эта система обрушилась вместе с августовской войной 2008 года и «задышала» снова только после смены власти в Грузии в 2012 году.
Информационно-аналитическое издание JAM приводит следующие данные: с января по август 2017 года лечение на территории Грузии прошли 543 жителя Абхазии и 322 – Южной Осетии. В публикации издания цитируется врач, хирург Республиканской больницы Абхазии Руслан Смыр, считающий, что у вопроса два измерения – гуманитарное и политическое. Главная причина того, что жители Абхазии вынуждены ездить лечиться в Грузию, – плохое состояние медицины в частично признанной республике: не хватает современного оборудования, специалистов по некоторым профессиям – кардиохирургов, детских хирургов, аллергологов, инфекционистов. «Человек оказывается перед выбором, куда ему ехать – в Россию или в Грузию. Грузия создает условия для того, чтобы наши граждане туда ездили и бесплатно лечились. И люди едут», – объясняет Смыр. О доступности и высоком качестве лечения в Грузии говорят в статье и рядовые жители Абхазии, подчеркивая при этом, что «это все не без политики, конечно».
В грузинском обществе к бесплатному лечению абхазов и осетин отношение неоднозначное. Признавая недопустимость отказа в медицинской помощи кому бы то ни было, здесь все чаще задаются вопросом: почему абхазы должны пользоваться самым обширным пакетом страховой медицины, совершенно бесплатно получать то, за что приходится платить нам самим?
Известный журналист, блогер Тенгиз Аблотия – сам выходец из Абхазии, пишет: «Программа здравоохранения – сугубо политическая, и ее целью является не долгая и беззаботная жизнь абхазов, а попытка таким образом купить их лояльность… [но] не работает. Каждый год в грузинских больницах… лечат сотни абхазов и осетин, однако лояльности от этого больше не стало. Хуже того – те, кто вылечился или послал своих родных на лечение в Грузию, вынуждены оправдываться и делают это так, что ни о какой лояльности не может быть и речи. К примеру, абхазское общество нашло свое суверенное объяснение: Грузия им должна, соответственно медицинские услуги – это не добрая воля, а компенсация за нанесенный войной ущерб». По его словам, иногда при просмотре дебатов в абхазских и осетинских группах в соцсетях складывается ощущение, что «это они нам делают одолжение, посылая сюда (в Грузию. – «НГ») своих больных». «Программа (медицинская. – «НГ») должна быть признана неудачной и приостановлена до лучших времен…. Я не против того, чтобы конкретные клиники могли разработать специальные скидки для жителей оккупированных территорий, чтобы абхазы и осетины могли приезжать к нам лечиться на общих основаниях, за деньги – это в любом случае будет в разы дешевле, чем лечиться в России… Абхазия и Южная Осетия стремятся к независимости. Но у взрослой жизни есть один существенный минус: за каждый шаг надо отвечать», – пишет Аблотия. И, судя по откликам под статьей, людей, придерживающихся этой точки зрения, немало.
Тем не менее медицинская программа свернута не будет. Правительство Грузии затеяло строительство в Зугдидском районе, на самой границе с Абхазией, современного многопрофильного медицинского центра на 220 мест. Будущий персонал – в общей сложности около 600 человек – уже стажируется в ведущих клиниках европейских стран, России и Израиля. Рядом с центром планируется построить трехзвездочную гостиницу, в которой смогут останавливаться родственники и близкие прибывших на лечение пациентов. Реализация всего проекта оценивается примерно в 20 млн долл.