Киев считает, что для более спокойной жизни в Донбассе нужна оценочная миссия ООН. Фото Reuters
Президент Украины Петр Порошенко попросил руководство ООН направить в страну техническую оценочную миссию. Предполагается, что независимые эксперты, делегированные ООН, ознакомятся с ситуацией в Донбассе и представят свои предложения по мандату миротворческой миссии ООН. Порошенко в США сформулировал украинские требования, в которых эксперты усмотрели противоречия.
Политолог Александр Хара в блоге на «112 Украина» обратил внимание на то, что, признавая свои действия в Донбассе антитеррористической операцией, Киев фактически призывает ООН «развернуть миротворческую миссию между Вооруженными силами Украины и террористами». Но таких прецедентов не было. Если же признать республики стороной конфликта, чтобы ввести миротворцев, то тогда придется отказаться от риторики о «российской агрессии». «Не поддается здравому смыслу, почему Россия до сих пор не признана агрессором в украинском правовом поле? Почему оккупация Россией территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей не отражена в соответствующем законе о временной оккупации? Почему незаконные, нерегулярные вооруженные формирования, так называемые армейские корпуса ЛДНР, которые де-факто являются подразделениями вооруженных сил Российской Федерации, а не террористами и боевиками, не признаны таковыми?» – перечислил распространенные в Украине вопросы политолог.
Общие подходы к вопросу о миротворцах Порошенко четко изложил в ходе заседания Совбеза и сессии Генассамблеи ООН. Он напомнил, что Украина регулярно принимала и принимает участие в миротворческих миссиях ООН: «А сегодня в миротворческой поддержке ООН нуждаемся и мы… Трехлетняя российская агрессия уже стоила Украине более 10 тысяч убитых, около 25 тысяч раненых и почти 1,8 миллиона внутренне перемещенных лиц... Ситуация в Донбассе не улучшается».
Украинский президент подчеркнул, что началом урегулирования должен стать «безусловный вывод всех иностранных военных, наемников, их вооружения и оборудования из Украины. Более того, должен быть обеспечен надежный международный контроль над временно неконтролируемой частью украинско-российской государственной границы». В ходе выступления на Генассамблее он пояснил: «Пока граница используется как ключевой путь к поставкам вооружений и личного состава в Донбасс, не будет мира в моей стране». Поэтому украинская сторона настаивает на том, чтобы миротворческая миссия ООН располагалась не только на всей территории Донбасса, но и на границе с РФ.
Накануне выступления Порошенко замминистра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, по сообщению ТАСС, прокомментировал эту инициативу украинской стороны: «Россия не является стороной в этом конфликте, поэтому нет никакого смысла в развертывании миротворцев на границе». В Киеве сочли, что в случае голосования в Совбезе ООН Россия применит право вето. Порошенко настаивает, чтобы Россия не участвовала в решении вопроса о миротворческой миссии ООН для Донбасса. «В такой миссии нет места для представителей агрессора», – считает Порошенко.
Он не назвал формат миссии, который просит Украина. Вообще мандат миротворцев зависит от того, как на международном уровне определяется статус конфликта (внутренний или международный), какие стороны признаются его участниками. Киев, по словам Порошенко, приветствует «любое предложение, которое принесет мир»».
Ранее российская сторона представила свой проект резолюции, который, по мнению Москвы, позволил бы урегулировать конфликт. Глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе состоявшейся в Нью-Йорке встречи с американским коллегой Рексом Тиллерсоном подчеркнул: «Наше предложение очень четкое: миротворцы (ООН. – «НГ») будут только охранять специальную мониторинговую миссию ОБСЕ и только при выполнении наблюдателями (ОБСЕ. – «НГ») функций, вытекающих из Минских договоренностей. Любое другое предназначение миротворческой миссии будет означать перечеркивание этих договоренностей. К этому, собственно, украинская сторона, по-моему, и стремится».
В выступлении на заседании Совбеза ООН Лавров уточнил некоторые детали российского предложения: миротворческая миссия ООН должна стать не силовым механизмом принуждения к миру, а гарантом примирения враждующих сторон. Поэтому Россия настаивает, чтобы на ввод миротворцев согласились как Украина, так и непризнанные республики Донбасса. Чтобы миротворцы не принимали сторону одного из участников конфликта, а только охраняли миссию ОБСЕ, которая продолжит отслеживать выполнение сторонами обязательств. Применять силу миротворцы смогут лишь «для самообороны или защиты мандата», считают в российском МИДе. Лавров пояснил: «Имеющийся опыт наделения миротворцев дополнительными силовыми полномочиями, например, в Демократической Республике Конго и Мали, пока не убедил нас в том, что повышенные жертвы, которые приносят миротворцы в принудительных операциях, оправданы достигнутыми на земле результатами. Силовые мандаты (если и сохранять такую опцию) должны самым тщательным образом калиброваться под конкретную ситуацию».
Украина отказалась от российского предложения. Порошенко в выступлении на Генассамблее пояснил почему: «Главная проблема Донбасса в том, что Украина и Россия стремятся к абсолютно противоположному. Украина хочет мира и восстановления суверенитета над своей территорией (Порошенко в выступлении объединил вопросы Донбасса и Крыма. – «НГ»). Россия хочет получить контроль над Украиной и подрывает все усилия, направленные на восстановление нашего суверенитета в рамках границ нашего государства. Россия стремится обменять мир в Украине на свободу Украины». Порошенко убежден, что таким целям подчинено и российское предложение о формате миротворческой миссии ООН: «Гибридное миротворчество» является еще одним примером настоящих амбиций России, которая стремится легализовать своих марионеток «ДНР/ЛНР. – «НГ») и заморозить конфликт навсегда».
В ДНР и ЛНР в эти дни заявили о самостоятельности и особой позиции. Представитель Донецка на минских переговорах, председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин отметил: «Саботаж выполнения Минских соглашений, затягивание переговорного процесса, провокационные обстрелы территории республик, отказ от мирных инициатив Владимира Путина, а теперь и выделение Украине (со стороны США. – «НГ») средств на вооружение… Это не может свидетельствовать о желании политическим способом разрешить конфликт в Донбассе».
Пушилин поддержал российское предложение о миротворцах: «Согласно российской мирной инициативе, контингент ООН должен обеспечивать безопасность сотрудников миссии ОБСЕ, способствующих разведению подразделений сторон вдоль линии соприкосновения. Это позволит добиться реального прекращения огня на постоянной основе. При этом российский проект резолюции предусматривает необходимость выполнения всего Комплекса мер от февраля 2015 года, а значит – и его политической части».
В республиках ожидают, что миротворцы ООН фактически гарантируют безопасность процесса легализации ДНР и ЛНР. Речь идет о том, что миссия ОБСЕ (под охраной голубых касок ООН) будет следить за отводом сил и средств от линии разграничения, за принятием Украиной тех политических решений, которые позволили бы оформить особый статус республик. Поэтому украинское видение мандата миротворческой миссии ООН вызвало в Донецке и Луганске категорическое неприятие. Представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего отметил: «Официальному Киеву… не нужна стабилизация на линии разграничения, им нужно обострение. Они добиваются получения летального оружия от США, очередных кредитов от МВФ». Он убежден: «Этими соображениями руководствуются они, настаивая (при поддержке Госдепа, как оказалось) на передаче территорий народных республик под полный контроль силам ООН (а что, если не оккупация, подразумевается под требованием разместить контингент ООН по всей территории и передать под их контроль места хранения вооружений?)».
Обмен мнениями в Нью-Йорке совпал с очередной встречей контактной группы в Минске. В среду участники минских переговоров намеревались обсудить давний пакет проблем: нарушения «школьного перемирия», ситуацию на пунктах пропуска, экономические вопросы, обмен пленными. Но содержательного разговора, как отмечают источники, близкие к встрече, не получилось. Стороны прибыли в столицу Беларуси каждая со своим видением перспектив урегулирования.
Киев