В Донецке надеются, что 1 сентября дети пойдут в школу не под обстрелами. Фото с сайта www.dan-news.info
Украинская сторона в контактной группе по урегулированию в Донбассе предложила провести экстренную видеоконференцию в связи с нарушениями «школьного» перемирия. Еще вчера не было информации о том, что предложение принято другими участниками минской группы. Европейские посредники в урегулировании – Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон – на днях обнародовали совместное заявление, в котором призвали президентов Петра Порошенко и Владимира Путина повлиять на ситуацию.
Напомним, «школьное» перемирие с 25 августа и бессрочно было объявлено по итогам телефонного разговора лидеров «нормандской четверки». В Киеве обратили особое внимание, что на сей раз США заняли небывало активную позицию при подготовке разговора.
Договоренности в «нормандском формате» были достигнуты после закрытых переговоров глав внешнеполитических ведомств РФ и США Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона, а также помощника российского президента Владислава Суркова и спецпредставителя США по украинской проблематике Курта Волкера.
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что США приложили усилия к тому, чтобы «Россия брала на себя больше ответственности и больше прямых обязательств по нормализации ситуации в Донбассе». В комментарии агентству УНН он отметил: «Пусть в форме совместного заявления («нормандской четверки» от 22 августа. – «НГ»), но то, что российский президент тоже взял на себя ответственность за прекращение боевых действий в рамках «школьного» перемирия, это важно».
Украинская власть предложила, чтобы президент РФ публично подтвердил поддержку им «школьного» перемирия (чтобы его позиция была ясна руководству и военизированным формированиям ДНР и ЛНР). От имени российского руководства по данному вопросу выступил в Минске представитель РФ в контактной группе Борис Грызлов: он поддержал достигнутые договоренности о прекращении огня.
Но, как и прежде, полного перемирия не наступило. По официальным данным украинской стороны, в первый день – 25 августа – было нанесено менее 10 ударов по позициям Вооруженных сил Украины (ВСУ), применялись гранатометы, двое украинских бойцов были ранены; затем число обстрелов позиций ВСУ увеличилось в среднем до 20 в сутки. Украинская сторона характеризует действия противника как «единичные и провокационные обстрелы позиций украинских сил».
В ЛНР так же оценивают действия ВСУ: сообщается, что число обстрелов не превышает 10 в сутки. Но в ДНР ситуацию подают иначе: в местных СМИ сообщают о нарастании огневой активности. Например, с вечера 29 августа по утро 30-го по защитникам республики «выпущено в общей сложности 84 снаряда и мины», сообщает агентство ДАН.
28 августа канцлер Германии Меркель и президент Франции Макрон обнародовали заявление, в котором признали, что, несмотря на достигнутые лидерами «нормандской четверки» договоренности, «ситуация с безопасностью в восточной части Украины существенно не улучшилась». Они отметили «многочисленные нарушения режима прекращения огня, в том числе из тяжелого вооружения». И обратились к лидерам Украины и РФ: «Мы призываем президента Путина и президента Порошенко срочно и полностью выполнить свои обязательства по поддержке прекращения огня… И обеспечить, чтобы соответствующие инструкции были донесены военным».
Порошенко в тот же день направился в подконтрольную Киеву часть Донецкой области, где пообщался с военными и публично заявил, что украинские силовики придерживаются режима «школьного» перемирия. Находясь в Краматорске, Порошенко отреагировал на заявление Макрона и Меркель: «Приветствую заявление лидеров Германии и Франции с настоятельным призывом прежде всего к президенту России – как страны-агрессора и стороны конфликта – обеспечить соблюдение режима прекращения огня в связи с началом учебного года».
Почти сразу после этого заявления в Киеве сообщили, что в ближайшее время Верховная рада может официально признать Россию «государством-агрессором». В парламент на днях поступит законопроект, о котором говорят уже несколько месяцев (условно его называют «о деоккупации и реинтеграции» отдельных, неподконтрольных Киеву районов Донецкой и Луганской областей). Об этом сообщила в интервью «5 каналу» представитель президента в Верховной раде Ирина Луценко. «В первую очередь впервые на законодательном уровне будет введено понятие, что Россия является страной-агрессором… Это очень важно для нас и для наших партнеров».
Она подчеркнула, что такая формулировка «не значит, что мы объявляем России войну», а «означает, что Украина имеет право обороняться. Это еще раз не война, а самооборона». Вместе с тем, по словам Луценко, в новом законопроекте (с текстом которого, по ее словам, ознакомлены европейские партнеры, включая посредников в «нормандском формате», и США) указано, что Украина не может нести ответственность за происходящее на территориях, которые признаны временно оккупированными. «Четко определены инструменты, мотивация и средства, которыми президент Украины предложит обществу на законодательном уровне реинтегрировать Донбасс, вернуть эти территории», – рассказала депутат.
Член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Иван Винник подтвердил украинским СМИ, что упомянутый законопроект практически готов и может быть рассмотрен в любой момент, поскольку профильный комитет не просто ознакомился с текстом, а работал над ним в составе специальной группы при Совете нацбезопасности и обороны. «Мы четко определили Россию государством-агрессором, предусмотрели специальный правовой статус применения ВСУ без объявления военного положения на территории Украины – с целью защиты территориальной целостности и принятия необходимых мер для освобождения территории от российского оккупанта…» – рассказал он.
Позиция Украины в данном случае может разойтись с подходами европейских посредников, допускают некоторые эксперты. Еще один депутат из того же парламентского комитета, Дмитрий Тымчук написал в колонке на сайте «Апостроф», что Макрон и Меркель, судя по их совместному заявлению, придерживаются прежней осторожной линии – «не раздражать Путина». «Нет четкого акцента, что в этом конфликте есть государство-агрессор и государство – жертва агрессии. Несмотря на то что Европа (начиная фактически с решения ПАСЕ, принятого осенью прошлого года) признает тот факт, что Россия является государством-агрессором», – отметил он. Но Германия и Франция пытаются продолжить прежнюю неопределенную линию: «Есть какие-то «стороны конфликта», они несут «совместную ответственность» в одинаковой степени…» Депутат заявил, что Киев не отступит от своих требований: вначале выполнение всех пунктов Минских соглашений, связанных с обеспечением безопасности, затем – политическое урегулирование.
Старые противоречия относительно того, кто является участниками конфликта в Донбассе, какие задачи они перед собой ставят, не позволили выполнить ни Минские соглашения, ни многочисленные решения о прекращении огня. «Школьное» перемирие не стало исключением. Украинская сторона сразу же заявила: «Режим прекращения огня по случаю начала учебного года должен создать благоприятные условия для продвижения мирного процесса с целью восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины». Представитель РФ в контактной группе Борис Грызлов, поддержав «школьное» перемирие, акцентировал внимание на том, что России требования не касаются: «Перемирие необходимо утвердить ради безопасности детей и всего гражданского населения Донбасса. Мы призываем стороны конфликта приложить для этого все усилия и надеемся, что режим прекращения огня будет соблюдаться более эффективно». В ДНР и ЛНР тоже приветствовали договоренность о перемирии к началу учебного года, но подчеркнули, что оно «позволит перейти к урегулированию политических вопросов» (то есть выполнению политических пунктов Минских соглашений, которые украинская сторона обещает выполнить не сейчас, а после отвода войск и фактической ликвидации ДНР и ЛНР).
В целом во второй половине августа ситуация вокруг Донбасса не только не изменилась к лучшему (несмотря на усилия США), но даже обострилась. К такому выводу пришли на днях участники заседания экспертного совета при украинском Центре исследований армии, конверсии и разоружения.
Чтобы обсудить ситуацию и найти способы снизить напряженность, украинская делегация в контактной группе призвала сегодня провести видеоконференцию. Но удастся ли ее организовать, неизвестно.
Киев