Президент Эмомали Рахмон прибыл с визитом в КНР. Фото РИА Новости
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина прибыл в Китай с государственным визитом, который продлится до 5 сентября. Ожидается, что на встрече лидеров двух стран окончательно решится вопрос о выделении кредита в 2,3 млн долл. на строительство правительственного комплекса в Душанбе. Рахмон также примет участие в диалоге в рамках саммита глав государств – участников БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), который состоится в южнокитайском городе Сямэнь.
Китай стал главным торгово-экономическим партнером Таджикистана, потеснив Россию на второе место. Ожидается, что к 2020 году товарооборот между Пекином и Душанбе достигнет 3 млрд долл., цитирует председателя Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан (ТПП РТ) Шарифа Саида агентство «Ховар». Общий размер китайских накопленных прямых инвестиций за первые три месяца 2017 года составил 76,6 млн долл., или 58,2% от общего объема всех зарубежных инвестиций. Россия за этот же период инвестировала в Таджикистан 20,6 млн долл. О сокращении российских инвестиций в республику говорил и посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов. Причиной сокращения были названы высокие налоговые ставки. Хотя Россия будет продолжать играть для Таджикистана важную роль, пока в РФ работают сотни тысяч трудовых мигрантов.
Эмомали Рахмон в ходе визита решит вопрос о выделении Китаем 2,3 млн долл. на строительство зданий парламента и правительства. Проект правительственного комплекса еще не утвержден. Он должен быть разработан с учетом мнения китайских специалистов. Известно, что здание парламента займет 42 тыс. кв. м, а здание правительства – 44 тыс. кв. м. По двустороннему соглашению Пекин обязуется направить в Таджикистан строительную технику, материалы, специалистов, Душанбе – освободить от налогов и таможенных пошлин ввозимые в страну китайские материалы и технику.
В стране оживилась дискуссия, нужно ли Таджикистану брать очередной китайский кредит на возведение помпезных зданий. Пекин дает так называемые дешевые кредиты на льготных условиях и на срок до 20 и более лет, которые на фоне труднодоступности ликвидных российских и западных финансовых ресурсов практически не имеют альтернативы. Возможность использовать их для быстрого решения насущных социально-экономических задач заставляет руководство Таджикистана постоянно наращивать долг перед Китаем.
«Нужно признать, что Китай оказывает помощь в развитии инфраструктуры и в экономическом развитии в целом. Реализация проектов Китая способствует улучшению жизни людей. Например, были построены дороги. Автомагистраль Душанбе–Куляб–Калай-Хумб–Хорог–Мургаб–Кульма–Кашгар связала основные таджикские города с коммуникационной системой северо-западного Китая. Дорога Душанбе–Джиргаталь–Сары-Таш – с Киргизией. Линия электропередачи ЛЭП-500 соединила юг и север страны, строительство Душанбинской ТЭЦ решило вопрос с энергообеспечением столицы и окрестностей», – сказал «НГ» заведующий отделом Института экономики и демографии Академии наук РТ, доктор экономических наук Ходжамахмад Умаров. В то же время, по его словам, в таджикском обществе поднят вопрос об эффективности устойчивого развития страны, экологии, а также проблемы экономической зависимости Таджикистана от Китая. «У Таджикистана образовался перед Китаем долг в размере 1,8 млрд долл. При этом у республики нет опыта эффективного управления долгом, а это чревато долговым кризисом. Я думаю, что с Китаем нужно на этом остановиться и диверсифицировать наши экономические отношения с другими странами. Или, по крайней мере, изменить направление экономического сотрудничества между Пекином и Душанбе. В частности, перейти от поставок китайских товаров народного потребления к оказанию содействия в строительстве, реконструкции, модернизации тех таджикских предприятий, которые выпускают товары народного потребления еще с советских времен», – сказал Умаров. По его мнению, правительство республики «вынуждено обращаться к долгам, так как в течение многих лет не может создать благоприятную инвестиционную среду». Проблема еще в том, что Китай неохотно идет на выделение прямых инвестиций, предпочитая так называемые дешевые кредиты на льготных условиях и на срок до 20 и более лет. Сотрудничество Пекина и Душанбе сводится еще и к втягиванию Таджикистана в зону интересов Китая. Эксперты считают, что предоставлением кредитов Пекин, по сути, заталкивает Таджикистан в долговую яму, которая приведет к кабальной зависимости республики. Учитывая то обстоятельство, что у Душанбе нет денег и их появление в больших объемах не предвидится, то расплачиваться, очевидно, придется допуском китайской стороны к сырьевым ресурсам, передачей контрольных пакетов акций стратегических предприятий или уступкой под контроль Китая отдельных транспортных маршрутов и даже территорий Таджикистана. Как это уже было в 2011 году, когда Таджикистан ратифицировал протокол о делимитации и демаркации границы с Китаем, уступив Пекину более 1 тыс. кв. км спорных территорий на Восточном Памире.
Таджикский экономист также считает, что у Таджикистана могут возникнуть проблемы, связанные не только с обеспечением экономической, но и национальной безопасности. Страны-кредиторы могут предъявить Таджикистану требования, которые будут идти в ущерб национальной безопасности и территориальной целостности республики. Например, КНР может в один момент потребовать у нас взамен долгов новые территории, тем более что у этой страны всегда были к Таджикистану территориальные претензии.