Петр Порошенко пообещал крымским татарам автономию. Фото с сайта www.president.gov.ua
В сентябре в Киеве презентуют проект нового конституционного раздела о статусе Крыма. Об этом сообщил президент Петр Порошенко в ходе встречи с депутатами Верховной рады, лидерами Меджлиса крымско-татарского народа (запрещенной в РФ организации) Рефатом Чубаровым и Мустафой Джемилевым. Президент Украины еще в 2015 году предложил предоставить полуострову статус крымско-татарской национальной автономии: Киев, как известно, не признает российский статус Крыма и считает его «временно оккупированной территорией Украины».
Встреча Порошенко с Чубаровым и Джемилевым состоялась на этой неделе на фоне скандала, разгоревшегося из-за заявлений немецких политиков.
В начале августа лидер Свободной демократической партии Германии Кристиан Линднер публично озвучил идею, реализации которой в Украине опасаются. В кулуарах ее обычно называют «разменом», о котором Запад может договориться с РФ: отложить на неопределенное время споры о принадлежности Крыма (оставив все как есть) и заняться исключительно вопросами урегулирования в Донбассе.
Кстати, на сегодня именно так и происходит: «нормандский формат» и минский процесс нацелены исключительно на разрешение конфликта на востоке Украины. Никаких действующих международных переговорных площадок по вопросу Крыма нет. Их не может быть, поскольку подобные переговоры невозможны без участия России. А Москва закрыла эту тему словами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова: «Вопроса Крыма как такового не существует, соответственно невозможно обсуждать вопрос Крыма как такового».
Кристиан Линднер, говоря о необходимости попытаться наладить отношения между ЕС и РФ, отметил, что следует отложить тему Крыма и сконцентрировать усилия на том, чтобы прекратить кровопролитие в Донбассе. Такую позицию разделяют 44,4% немцев, сообщило агентство УНИАН со ссылкой на Die Welt (по данным опроса исследовательского института Civey). Украинские СМИ со ссылкой на Bild процитировали пресс-секретаря немецкого правительства Ульрике Деммер. Она сообщила, что позиция лидера немецких либералов по вопросу Крыма не соответствует позиции правительства Германии.
Немецкая сторона вынуждена была реагировать, поскольку заявление Линднера вызвало шквал критики в Украине. Министр иностранных дел Павел Климкин сказал немецким СМИ: «Мы очень обеспокоены, что некоторые политики то и дело пытаются проигнорировать или даже оправдать очевидные нарушения международного права. Тем самым они воодушевляют агрессора на дальнейшие преступления и превращаются в соучастников этих преступлений».
В Киеве регулярно сообщают в новостях об обысках, проводящихся в Крыму в домах местных жителей, которых подозревают в нелояльности. Особое внимание привлекает судебный процесс над зампредседателя Меджлиса Ахтемом Чийгозом, который был задержан 29 января 2015 года по подозрению в «организации и участии в массовых беспорядках у стен крымского парламента 26 февраля 2014 года». Речь идет о проведении митинга, участники которого выступили против организации референдума по вопросу о принадлежности Крыма и за сохранение полуострова в юрисдикции Украины. Приговор Чийгозу будет вынесен 11 сентября.
В среде крымских татар есть группы, обвиняющие украинскую власть в бездействии. Киев попытался решить эту проблему руками Запада: весной с.г. Международный суд ООН в Гааге приступил к рассмотрению исков Украины к РФ. Слушания, по существу, еще не начались. Но в апреле состоялись заседания по рассмотрению временных мер в обеспечение украинского иска: суд обязал российскую сторону разрешить деятельность Меджлиса, обеспечить защиту прав и свобод местного населения в Крыму, в том числе права на образование на украинском и крымско-татарском языках.
Через два месяца после вынесения первого вердикта о безотлагательных мерах глава Меджлиса Рефат Чубаров сказал украинским журналистам, что Россия не выполняет решения суда: «Репрессии остаются системными, наращиваются. Никаких признаков того, что оккупанты действуют хотя бы с оглядкой на это решение (суда ООН. – «НГ»)».
Сейчас, реагируя на заявление немецкого политика, Чубаров на пресс-конференции в Киеве заявил, что на Западе, видимо, не понимают главного: «Крым – не просто территория, это родина коренного народа. Если мы сейчас оставим (статус Крыма. – «НГ»), как вы говорите, на далекую перспективу, то Россия сделает все, чтобы уничтожить этот коренной народ».
Лидеры Меджлиса, являясь депутатами Верховной рады в составе фракции «Блок Петра Порошенко», избегают критики в адрес украинской власти. Но такая критика звучит в среде крымских татар, особенно в лагере сторонников Ленура Ислямова – бизнесмена, владельца крымско-татарского телеканала ATR, одного из инициаторов блокады Крыма. Летом этот лагерь устроил двухнедельную блокаду расположенного в Херсоне официального представительства президента Украины в Крыму. Активисты обвинили не только местных чиновников, но и украинскую власть в бездеятельности.
Журналист телеканала ATR Айдер Муждабаев сказал в интервью изданию «Апостроф», что и глава государства, и Верховная рада демонстрируют равнодушие к вопросу о будущем Крыма. Петр Порошенко ответил недовольным в ходе встречи с Чубаровым и Джемилевым. По сообщению Меджлиса, глава государства сказал, что уже в сентябре рабочая группа (созданная весной с.г. в составе Конституционной комиссии) представит проект новой редакции конституционного раздела о статусе Крыма. После этого проект поступит на рассмотрение Верховной рады, сказал президент.
Ранее Рефат Чубаров, включенный в состав рабочей группы, сообщил украинским журналистам принципы, на которых построен новый проект: «Первое – реализация крымско-татарским народом своего неотъемлемого права на самоопределение в составе украинского государства. Второе – сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности украинского государства в пределах международно признанных границ, включая Автономную Республику Крым и Севастополь. Третье – обеспечение равных прав всех граждан Украины, проживающих в Крыму». Речь шла также о том, что национальные органы власти крымских татар (Меджлис и Курултай) будут официально признаны Украиной, а представители коренного народа получат квоты на представительство в органах центральной украинской власти.
Айдер Муждабаев пояснил, почему, с точки зрения крымских татар, это нужно сделать: «Меджлис – это выборный орган крымских татар. Он уже принимал ряд резолюций, они все готовы. И Верховной раде только надо принять предложение Меджлиса о национальной автономии, внести изменения в Конституцию – и все! Вот есть у народа представительский орган, он проголосовал за автономию в составе Украины, украинская Верховная рада в Конституцию это внесла, президент подписал... Кто, какая страна сможет хоть когда-то опротестовать это право коренного народа? Никто и никогда!»
Источники «НГ» отмечают, что в Верховной раде есть силы, готовые поддержать подобные решения. Но есть и те, кто опасается, что решение по Крыму может привести к обострению отношений как с Россией, так и с Западом. Часть депутатов, по словам источников, сомневается, что крымские татары сохранят Крым в составе Украины. Есть и те, кто считает решение бессмысленным. Директор украинского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский сказал агентству «РИА Новости Украина», что даже если депутаты внесут изменения в Конституцию, это ничего не изменит: «Совершенно понятно, что никаких последствий это решение иметь не будет. Я думаю, что это делается для того, чтобы удовлетворить давление со стороны «партии войны».
Директор Международного института демократии Сергей Таран в колонке для УНИАН отметил, что Украина должна настаивать на одновременном решении всех проблем, связанных с восстановлением своей территориальной целостности. «Длится дипломатическая игра: Запад пытается играть «хорошего полицейского», Украина должна играть плохого. Мы обязаны постоянно напоминать, что Россия является нарушителем международного права и оккупантом. Этот момент должен оставаться неизменным, независимо от того, кто и что говорит на Западе. Тем более что формально нам не возражают, никто не говорит, что Крым не является украинским, Запад не отрицает украинскую позицию. Он просто имеет другой тактический подход». По мнению Тарана, этот подход заключается в том, чтобы продолжать переговоры с Россией по тем вопросам, по которым разговор возможен, чтобы «выиграть время – для усиления Украины и для ослабления России санкциями».
Киев