В магазинах Донецка продаются белорусские продукты. Фото с сайта www.dan-news.info
Не договорившись ни о чем, контактная группа взяла трехнедельную паузу. Следующая встреча планируется ориентировочно на 23 августа. К тому времени состоятся российско-американские переговоры и, возможно, согласование позиций в рамках «нормандской четверки». В Киеве не исключают и негативного результата. Поэтому внимательно отслеживают подготовку к сентябрьским российско-белорусским учениям «Запад-2017». На днях украинская сторона мягко напомнила Минску, что ДНР и ЛНР – непризнанные образования.
Поводом для намека стало появление в магазинах на территории республик Донбасса значительного количества белорусских продуктов питания. Они заменили на прилавках украинские товары и значительно потеснили российские.
Ранее белорусский телеканал «Белсат» провел расследование, чтобы выяснить, по каким схемам осуществляются поставки. Оказалось, что чаще всего производители заключают договора с российскими фирмами, а те поставляют белорусский импорт, куда считают нужным (иногда в документах конечным пунктом значится Украина). Расчеты проводятся в российских рублях через финансовые структуры, работающие с ДНР и ЛНР. По мнению украинских экспертов, это объясняет стремительный рост объемов торговли: показатели увеличились как в белорусско-российском, так и в белорусско-украинском измерении.
До недавнего времени стороны официально не обращали внимания на ситуацию. Хотя Украина, объявившая официальную торговую блокаду неподконтрольных районов Донбасса, запретила национальным и зарубежным компаниям торговлю с ними. Те, кто придерживается запрета, разделяют политическую позицию Киева о том, что ДНР и ЛНР нелегитимны и занимают «временно оккупированную Россией территорию Украины». Те же, кто ослушался, формально признают государственность ДНР и ЛНР. По украинскому законодательству против них должны быть введены санкции.
Несколько белорусских производителей подтвердили телеканалу, что ранее получили от своего правительства письмо с предупреждением о том, что Украина запретила торговлю с ДНР и ЛНР. На днях посол Украины в Белоруссии Игорь Кизим сказал в интервью изданию «Белорусские новости», что Киев следит за ситуацией: «Мы предупреждаем белорусскую сторону официально: если белорусские компании напрямую поставляют продукцию боевикам, то против них будут введены санкции. Причем не только со стороны Украины: мы постараемся сделать все, чтобы эти санкции были введены Евросоюзом тоже… Нужно понимать, что работают не только дипломаты – работают спецслужбы. И в случае наличия соответствующей информации таким предприятиям будет закрыт украинский рынок – это 100%».
Предостережение прозвучало после июльской встречи в Киеве президентов Петра Порошенко и Александра Лукашенко, а также проводившегося параллельно бизнес-форума, в ходе которого стороны обсуждали планы расширения сотрудничества. Но основной темой разговора лидеров Украины и Белоруссии, по мнению политологов, стали опасения Киева относительно военных учений «Запад-2017». Руководство украинских силовых структур ранее заявляло о вероятности нового направления удара по территории Украины. Александр Лукашенко с весны уверяет украинскую власть в том, что с белорусской территории границу не пересекут танки.
Украинский Центр исследований армии, конверсии и разоружения в отчете, обнародованном 1 августа, отметил, что, несмотря на заверения белорусского президента, учения вызывают тревогу, и не только в Украине: «С одной стороны, могут стать прикрытием для поиска слабых мест в обороне восточных рубежей НАТО и украинской границы; с другой стороны – элементом ползучей оккупации Белоруссии». Отмечая, что «Минск фактически давно находится под военным зонтиком Москвы», эксперты пришли к выводу: «Развертывание военных возможностей России в западном направлении следует рассматривать как элемент стратегии, в рамках которой Москва проецирует свой военный потенциал на сферу международных отношений, создавая таким образом новые плацдармы для геополитического торга с Западом».
Потребуется ли такой плацдарм, как считают в Киеве, зависит от результатов запланированных на 5–6 августа переговоров глав внешнеполитических ведомств РФ и США Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона. Успешным итогом разговора, как считают эксперты, станет договоренность, которая позволит провести встречу «нормандской четверки». На сегодня, по словам источников в Киеве, под вопросом остаются даже предварительно утвержденные переговоры в августе внешнеполитических советников лидеров России, Украины, Германии, Франции. Дата их встречи еще не утверждена. А только после нее может идти речь о личных переговорах лидеров «нормандской четверки» – в том случае, если в течение последнего летнего месяца сторонам удастся найти выход из тупиковой ситуации.
Таким выходом должна стать «дорожная карта» по выполнению Минских соглашений (от сентября 2014 года) и Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (от февраля 2015 года). Компромисс вряд ли возможен, поскольку позиции сторон прямо противоположны. Украина называет Россию «государством-агрессором», Россия не признает своей причастности к конфликту и настаивает на своем статусе посредника. Украина считает ДНР и ЛНР «террористическими организациями» и «марионетками Кремля», Россия рекомендует Киеву сесть за стол переговоров с республиками и обсудить предоставление им особого статуса. В этой ситуации для разрешения конфликта требуется принципиальная уступка с той или иной стороны. Цена этой уступки – легализация либо ликвидация ДНР и ЛНР.
Этот вопрос находит свое отражение в спорах, которые ведутся на заседаниях контактной группы по урегулированию в Донбассе. Украинская сторона приезжает в Минск с неизменными требованиями, адресованными России: немедленно прекратить огонь, отвести войска и вооружения, обеспечить свободное передвижение сотрудников Мониторинговой миссии ОБСЕ по всей территории Донбасса, освободить удерживаемых лиц.
Последний вопрос, как утверждали участники переговоров еще в начале лета, мог бы быть решен в кратчайшие сроки. Обмен заложниками стал бы, по мнению многих, первым шагом к урегулированию. Однако стороны вернулись к спорам о числе внесенных в списки фамилий, а также о том, какая часть из них подлежит обмену по Минским соглашениям, сколько людей не хотят возвращаться и т.п.
Что касается прекращения обстрелов, то российская делегация игнорирует претензии украинской стороны. А представители ДНР и ЛНР настаивают на том, что режим безопасности может быть установлен только в том случае, если Киев согласится параллельно принимать политические решения, которые обеспечат республикам существование, признание и особый статус. На этой неделе делегаты от ДНР и ЛНР снова попытались внести в повестку дня вопрос о вступлении в силу закона, который они называют «Об особом статусе Донбасса», а украинская сторона формулирует его название иначе – «Об особом порядке осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
В республиках считают, что июльские телефонные переговоры лидеров «нормандской четверки» подтвердили правильность позиции ДНР и ЛНР. Поэтому их делегации в Минске снова предложили обсудить закон об особом статусе. И.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова сказала: «Представители Украины проигнорировали необходимость обсуждения… первоочередного пункта повестки дня – механизма вступления в силу закона об особом статусе Донбасса». Она отметила, что как только указанный Верховной радой срок действия закона истечет, украинская сторона нарушит свои обязательства по Минским соглашениям. Чтобы этого не произошло, следует согласовать «формулу вступления этого закона в силу, не вызывающую у сторон существенных разногласий».
Украинская сторона, как и прежде, не намерена учитывать позицию ДНР и ЛНР, поскольку добивается ликвидации республик и восстановления своей юрисдикции в регионе в полном объеме. Пока этого не произошло, каждый конкретный прикладной вопрос в любой сфере становится поводом для споров и конфликтов. В частности, это касается экономических тем. Пресс-секретарь главы делегации ДНР на Минских переговорах Дениса Пушилина Виктория Талакина сказала по итогам встречи 2 августа, что украинская делегация «оказалась не готова… обсуждать вопросы упрощения процедуры выплаты пенсий жителям Донбасса».
Киев еще в конце 2014 года закрыл все госучреждения и отделения банков на неподконтрольной территории. Официально социальные выплаты получают только переселенцы. Те же, кто остался на территории ДНР и ЛНР, могут, по словам украинских чиновников, рассчитывать на выплаты (сумма которых теоретически накапливается на личных счетах) только после реинтеграции Донбасса, что означает установление режима безопасности, позволяющего снова открыть в регионе все украинские офисы. Пока этого не произошло, проблемой остается организация даже самых простых платежей.
В Киеве давно говорят о том, что Минский процесс зашел в тупик, поскольку тактика урегулирования не может быть реализована без стратегии. А на уровне «нормандской четверки» пока не удалось разработать компромиссный вариант такой стратегии, открывающий путь к урегулированию. Теперь надежды возлагаются в очередной раз на активизацию роли США в переговорах с Россией. Правда, решение о санкциях, принятое на этой неделе, по мнению экспертов в Киеве, сужает поле для договоренностей. И увеличивает военные риски, о которых говорится в контексте сентябрьских учений «Запад-2017».
Украинский политолог Владимир Фесенко считает, что в случае реального наступления или резкой угрожающей всей Украине эскалации на востоке США приведут в действие механизмы предоставления ВСУ летальных видов вооружений. Но на сегодня бряцание оружием со всех сторон – это только «обмен сигналами», подготовка к переговорам. Судьба ДНР и ЛНР может проясниться к концу месяца. До тех пор встречи в Минске не планируются.
Киев