Национальная валюта Узбекистана обесценивается. Фото Патрика Барри
Международный валютный фонд (МВФ) готов оказать Узбекистану техническое содействие и предоставить рекомендации по вопросам экономической политики для поддержки разработанных властями Узбекистана планов по проведению реформ. В частности, в области валютной системы. В МВФ считают, что ресурсов у страны хватит.
Вопрос унификации валютных курсов и введение свободной конвертации в Узбекистане – это один из ключевых вопросов, который обозначен в Стратегии действий по дальнейшему развитию республики Узбекистан на 2017–2021 годы, утвержденной президентом Шавкатом Мирзиёевым. В частности, министр иностранных дел Абдулазиз Камилов на днях в Брюсселе заявил, что Узбекистан в принципе готов к конвертации своей национальной валюты. «Я думаю, что мы в ближайшей перспективе создадим необходимые условия для полной конвертации нашей валюты, будем совершенствовать все наши механизмы репатриации капитала и прибыли, улучшать работу наших банков, судебных органов, ну и в целом создавать более благоприятный инвестиционный климат», – сказал Камилов по итогам заседания «Евросоюз-Узбекистан». Этот сигнал был воспринят на Западе, и уже через несколько дней в республику приехала миссия МВФ под руководством Альберта Егера.
По итогам работы эксперты МВФ распространили заявление, в котором одобрили план правительства по первоочередному реформированию валютной системы. «Своевременная и эффективная реализация этих планов позволит значительно повысить способность экономики к созданию качественных рабочих мест и обеспечению устойчивого роста», – говорится в документе. По мнению экспертов МВФ, «унификация валютных курсов и создание возможностей для распределения валютных ресурсов на основе рыночных принципов позволят Центральному банку (ЦБ) Узбекистана перейти к денежно-кредитной политике, ориентированной на поддержание стабильности и способной эффективно контролировать инфляцию». «Эта реформа также будет способствовать созданию рабочих мест и экономическому росту за счет повышения внешней конкурентоспособности, привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и совершенствования распределения внутренних ресурсов. Значительные валютные резервы Узбекистана дают возможность уверенно осуществлять эту реформу», – отмечается в заявлении.
«Реформа валютной системы должна сопровождаться реструктуризацией государственных предприятий и контролируемых государством банков, устранением других факторов, сдерживающих развитие международной торговли и привлечение ПИИ, а также упорядочением законов, постановлений и процедур, которые неоправданно увеличивают операционные издержки компаний, особенно малых и средних предприятий, имеющих ключевое значение для создания рабочих мест», – подчеркнули эксперты МВФ.
МВФ готов оказать дополнительное техническое содействие и предоставить рекомендации по вопросам экономической политики для поддержки разработанных властями Узбекистана планов реформ. Эксперты предупреждают, что реформы придется осуществлять в условиях инфляционного давления, обусловленного быстрым ростом денежной массы и кредита. Таким образом, миссия положительно оценивает недавно предпринятое ЦБ ужесточение денежно-кредитной политики, в том числе за счет повышения ставки рефинансирования с 9 до 14%.
Независимый эксперт по вопросам экономики Бахиер Эргашев в беседе с «НГ» отметил, что свободная конвертация валюты затрагивает интересы значительных слоев населения. Кто-то может выиграть, но есть и те, кто проиграет. Это предприниматели, которые покупали оборудование, строили новое производство и брали кредит по одному курсу, а с введением свободной конвертации им придется возвращать деньги по другой цене, завышенной. Таких бизнесменов даже не тысяча, их гораздо больше. «Поэтому вопрос конвертации валюты – это вопрос поиска компромисса и баланса интересов различных групп предпринимателей, населения, власти. И этот процесс быстрым не может быть», – сказал узбекский экономист.
По его мнению, нет ни одного успешного примера, когда деятельность международных финансовых организаций оказывала положительное влияние на развивающиеся страны. «Все эксперименты по либерализации валютной политики в рамках либерал-монетаристского подхода чаще всего заканчивались в большинстве стран, которые пошли по дороге, предложенной международными финансовыми институтами, либо большими долгами, либо громкими скандалами, а то и социальными потрясениями и политическими катаклизмами», – отметил эксперт. Несмотря на это, коллективный Запад в лице международных финансовых организаций – МВФ, Европейского банка реструктуризации и развития очень заинтересован в том, чтобы Узбекистан ввел свободную конвертацию.
По мнению эксперта, узбекская модель политических и экономических реформ идет вразрез с концепцией Вашингтона. Все дело в том, что после 2008 года, когда весь мир накрыл глобальный финансово-экономический кризис, Узбекистан не только удержался на плаву, но и вошел в десятку стран, которые показывают наибольшие темпы ежегодного роста ВВП. «Причина этого заключается в том, что Ташкент не пошел на поводу у советников из международных организаций, а в рамках реализации своей модели опирался на серьезное государственное присутствие в экономике», – сказал Эргашев.
Сейчас, по мнению эксперта, международные институты готовы сделать все, чтобы при помощи непродуманной до конца, непросчитанной всесторонней оценки рисков ввести свободную конвертацию узбекской валюты. Впоследствии это позволит открыть Узбекистан для иностранных кредитов. «Не уверен, что все инвестиции пойдут на пользу Узбекистану», – отметил экономист. При этом он признал, что в открытости есть и плюсы. «Страна не может быть закрытой. Но и открываться она должна только теми темпами, в той динамике, которая должна соотноситься с ее национальными интересами, а не исходить из требований и пожеланий международных организаций», – подчеркнул Бахтиер Эргаешев. По его словам, власти страны проводят определенную работу, чтобы уменьшить риск и сделать шок менее болезненным. Иначе ситуация может быть дестабилизирована.