Глава делегации ЕС в Узбекистане Эдуардс Стипрайс (в центре) активно работает с правительством республики. Фото со страницы представительства ЕС в Узбекистане в Facebook
Европейский союз намерен реализовать в Узбекистане ряд проектов на общую сумму 168 млн евро. Об этом шла речь на очередном заседании Совета сотрудничества ЕС–Узбекистан в понедельник в Брюсселе. По итогам встречи министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов подписал Соглашение о финансировании ЕС нового проекта по развитию сельского хозяйства республики на сумму 21 млн евро.
Предпочтение в новой стратегии «ЕС – Центральная Азия» отдается индивидуальному сотрудничеству с каждой из стран региона. Узбекистан в этом списке занимает первую строчку. Как заявил посетивший Ташкент в конце минувшей недели генеральный директор по международному развитию и сотрудничеству Европейской комиссии Стефано Мансервизи, «ЕС рассматривает Узбекистан в качестве стратегического партнера». По его словам, ЕС намерен способствовать повышению экономической активности в Узбекистане, созданию новых рабочих мест, а также передавать узбекским предпринимателям европейский опыт. Он также сообщил, что ЕС рассматривает возможности увеличения финансирования узбекских проектов. «Количество европейских компаний будет расти в Узбекистане», – отметил Мансервизи.
Дополнительные инвестиции, по его словам, будут направлены в сельское хозяйство, энергетику, проекты по модернизации водного хозяйства.
Брюссель ранее утвердил объем финансовой помощи Узбекистану на 2014–2020 годы в размере 168 млн евро. Но это не предел. Ташкент может участвовать в региональных программах ЕС для Центральной Азии (ЦА). Например, есть отдельные проекты, где сотрудничают Узбекистан и Туркменистан.
По мнению узбекского экономиста Бахтиера Эргашева, в настоящее время происходит кардинальное изменение подходов ЕС в центральноазиатской политике. «Если в предыдущие годы стратегия партнерства ЕС и Центральной Азии предполагала серьезный компонент проектов в сфере политических реформ, развития НПО (неправительственных организаций. – «НГ»), прав человека, то на сегодня очевидно, что приоритет будет отдан реализации экономических проектов», – сказал «НГ» Бахтиер Эргашев. Он отметил, что, изучая программы, проекты, предлагаемые к реализации в Узбекистане, можно увидеть, что «вместо навязывания своей повестки, своих приоритетов, проектов ЕС предлагает новый подход, когда идет сопряжение программ ЕС и стратегических целей развития, которые определил для себя Узбекистан в рамках Стратегии развития Узбекистана – 2021. «В Стратегии в качестве приоритетов выделены такие направления, как рост доходов населения, создание рабочих мест, развитие частного сектора, усиление региональной торговли в ЦА. И проекты ЕС предполагают работу по этим направлениям, в ЕС намерены способствовать повышению экономической активности в стране, созданию новых рабочих мест, особенно в сельских регионах», – сказал эксперт. В частности, предлагаемый проект по стимулированию развития сельского хозяйства, переработки сельхозпродукции в Узбекистане на сумму 21,5 млн евро напрямую связан с приоритетами Стратегии. Другой проект по стимулированию развития частного сектора, создания устойчивых рабочих мест в областях Ферганской долины также сопряжен с приоритетами Стратегии-2021. Предлагается реализация целого ряда проектов по снижению барьеров для региональной торговли, решению транспортно-транзитных вопросов, увеличению экспорта малого бизнеса.
То, что диалог будет активизирован и продолжен, подтверждается тем, что очередная министерская встреча в формате «Центральная Азия – ЕС» состоится в ноябре 2017 года в Самарканде. Ожидается, что приедет и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Эксперт по постсоветскому пространству доктор Ашот Манучарян из Германии отметил «НГ», что политика Евросоюза всегда нацелена на определенные проекты. «Цель этих проектов – стабилизация определенной сферы экономики каждой из стран. В данном случае рассматривается win-win ситуация, когда обе стороны – и ЕС, и Узбекистан – получают выгоду от реализации проекта. Тем более что это не частное капиталовложение, а инвестирование в инфраструктуру Узбекистана. В данном случае Узбекистан надо рассматривать как самую крупную по количеству населения страну Центральной Азии», – сказал Манучарян. Поэтому, по его словам, здесь работает фактор внешнеэкономической политики ЕС: стабилизация экономики приводит к политической стабилизации в стране или по крайней мере не доводит до какого-либо кризиса. Тем более в период кардинальных преобразований ключевых сфер жизнедеятельности государства.
В ЕС внимательно следят за выполнением обещаний президента Шавката Мирзиёева по продвижению реформ в экономической и правовой сфере, по улучшению бизнес-климата и либерализации валютного рынка. Первые оценки положительны.
«В Евросоюзе с воодушевлением восприняты инициативы руководства Узбекистана по кардинальному преобразованию ключевых сфер жизнедеятельности», – сказал глава делегации ЕС в Узбекистане Эдуардс Стипрайс на встрече с аналитиками Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте республики, сообщил портал Podrobno. По словам Стипрайса, в Брюсселе приветствуют проводимые реформы в сфере государственного управления. «Внедрение системы виртуальных приемных стало эффективным механизмом реагирования на обращения граждан», – сказал дипломат. По его словам, новый внешнеполитический курс Ташкента открывает новые перспективы для сотрудничества со многими регионами мира, включая Европу.