Генсек НАТО Йенс Столтенберг привез Петру Порошенко хорошие новости. Фото Reuters
Украина и НАТО вернулись к обсуждению вопроса о подписании Плана действий для получения членства (ПДЧ). Об этом вчера сообщил по итогам состоявшегося в Киеве заседания комиссии Украина–НАТО президент Петр Порошенко. Он подчеркнул, что Киев в ближайшее время не собирается подавать заявку. Планы остаются прежними: до 2020 года провести реформы, которые приблизят Украину к западным стандартам во всех сферах жизни: оборона, политика, экономика и т.д. Если реформы будут проводиться согласно ПДЧ, шансы Украины стать членом НАТО возрастут, считают эксперты.
Напомним, украинская власть стала готовиться к подписанию ПДЧ в период президентства Виктора Ющенко. Планировалось подписать документ на саммите НАТО в 2008 году. В Киеве убеждены, что этому помешала Россия.
Глава депутатской группы «Воля народа» в Верховной раде Ярослав Москаленко вчера заявил на согласительном совете в парламенте, что президент РФ Владимир Путин 9 лет назад убедил западных партнеров в том, что не нужно интегрировать Украину в НАТО. Уже в 2010 году, в период президентства Виктора Януковича, Киев изменил курс и закрепил во всех официальных документах внеблоковый статус государства. «Это вскоре привело к событиям в Крыму, в Донбассе… Агрессия началась в 2014-м, когда еще действовал внеблоковый статус», – заметил Москаленко.
Сразу после смены власти новая команда вернулась к прежнему курсу. Членство в НАТО было провозглашено стратегической внешнеполитической целью Украины. В документах уточнялось, что до 2020 года в стране будут проведены реформы, которые позволят достичь критериев, предъявляемых к странам-кандидатам. В июне с.г. Верховная рада внесла поправки в законодательство, убрав формулировки о достижении критериев и оставив только цель – членство в НАТО. С тех пор в Киеве спорили, к чему готовятся депутаты. Ожидалось, что ситуация прояснится в ходе вчерашнего заседания с участием генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга и Совета НАТО.
Утром интрига усилилась заявлением украинского вице-премьера по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе: «То время, когда можно было надеяться на нейтральный статус, прошло. НАТО для нас – не панацея, а возможность». Она вместе с делегацией во главе со Столтенбергом открывала художественную выставку, посвященную 20-летию со дня подписания Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО.
После этого гости отправились в администрацию президента. На крыльце озвучили первые заявления. Порошенко сразу же расставил точки над i в вопросе о членстве: сказал, что Украина будет проводить реформы с прицелом на критерии НАТО. Но уточнил: «Это не означает, что мы будем немедленно подавать заявку о членстве. Абсолютно нет. Это значит, что нам нужно выстроить реальную программу реформ, программу нашего сотрудничества, активизировать наши усилия для достижения необходимых стандартов, и в этом нам необходима помощь и сотрудничество с нашими партнерами по НАТО».
После заседания украинский президент, отвечая на вопросы журналистов, подтвердил, что в ходе заседания комиссии Украина–НАТО обсуждался вопрос о подписании ПДЧ. По его словам, украинская сторона предложила начать дискуссию на эту тему, а представители НАТО «с удовольствием приняли наши предложения о дискуссии». Порошенко заметил, что «не существует особого и единственного пути к членству в НАТО», каждое государство проходит свой путь. Он напомнил, что в момент подписания Хартии об особом партнерстве альянс насчитывал 16 членов, за прошедшие 20 лет к нему присоединились еще 13 государств. Киев не видит ничего невозможного в том, чтобы Украина стала одним из следующих новых членов НАТО. Если в 2008 году команде Ющенко не удалось преодолеть сопротивление общества, то сейчас ситуация изменилась. «На сегодня мы имеем то, чего не было у нас никогда за все годы независимости: более 60% украинцев поддерживают евро-атлантическую интеграцию», – сказал Порошенко. Поэтому предлагается подписать ПДЧ.
По сути, план, о котором идет речь, – это программа украинских реформ (в значительной степени совпадающих с программой, предусмотренной Соглашением об ассоциации с ЕС). Но в отличие от односторонних обязательств ПДЧ позволяет НАТО утверждать эту программу и контролировать ее выполнение. Что в будущем облегчает задачу для государства – кандидата на членство в НАТО. Об этом сказал в комментарии изданию «Гордон» украинский дипломат, бывший советник главы СБУ Маркиян Лубкивский. Он считает, что в отличие от 2008 года ситуация сейчас благоприятна для Украины, и подписать ПДЧ было бы возможно: «Этому шагу способствуют как мнение украинского общества и политиков, так и принятый недавно Верховной радой закон, предусматривающий членство страны в НАТО. Кроме того, сам генсек НАТО уже неоднократно благосклонно высказывался относительно перспективы членства Украины в альянсе».
Вчера в Киеве Столтенберг не раздавал обещаний. Но дважды в разное время повторил тезис: вопрос о вступлении в НАТО решают члены альянса и государство-кандидат, никакие третьи страны не могут влиять на ситуацию, запрещать или разрешать членство в НАТО независимому государству. Судя по контексту, пассаж был адресован российскому руководству.
Столтенберг резко высказывался о ситуации в Крыму и в Донбассе. Он, как и украинская власть, заявил о «незаконной аннексии», которую Запад не признает, и о «внешней агрессии» России против Украины. «Россия продолжает свои агрессивные действия против Украины. Но НАТО и страны альянса – на вашей стороне», – заверил он украинцев. При этом генсек НАТО вслед за американским руководством подчеркнул, что Минский процесс и «нормандский формат» – единственный на сегодня способ разрешить конфликт. Как и украинская власть, он возлагал ответственность на российскую сторону: «Россия должна вывести свои войска с территории Украины и прекратить поддерживать боевиков». НАТО продолжит оказывать поддержку украинской стороне, заверил Столтенберг.
Но от Киева требуется проводить системные реформы, говорят западные гости. Столтенберг в ходе пресс-конференции отметил успехи украинской власти в реформировании и борьбе с коррупцией, но призвал активизировать усилия. Порошенко заверил, что у его команды есть планы и программы, в которых «четко расписано, что и когда делать».
Вчера утром появились сообщения о том, что к вечеру Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины рассмотрит законопроект о реинтеграции Донбасса. Делегация НАТО в это время должна была встречаться с премьер-министром и членами правительства Украины, затем с руководством Верховной рады. Вечером планировалось выступление Йенса Столтенберга в украинском парламенте. Обычно в понедельник заседания не проводятся. Вчера украинских депутатов пригласили специально для встречи c генсеком НАТО. Именно им пришлось бы впоследствии голосовать за тот законопроект о реинтеграции, о котором говорят уже месяц, но текст которого не обнародован.
Вчера днем председатель украинского парламента Андрей Парубий сказал журналистам: «Законопроект уже доработан. Я его сегодня утром уже получил, но не имел возможности ознакомиться… Законопроект еще не зарегистрирован, он не прошел окончательного согласования. Сложно сказать, будет ли он внесен в повестку дня сессии». Текущая неделя – последняя, которую депутаты проведут в зале Верховной рады, затем наступит летняя пауза в работе до сентября. Правда, сессию решили формально не закрывать, чтобы в любой момент собраться в случае необходимости. Одной из причин экстренного заседания может стать упомянутый законопроект.
Лидер фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко сомневается, что новый закон принесет в Донбасс мир и позволит реинтегрировать территории. На согласительном совете он обратил внимание коллег на то, что Минские соглашения и протоколы к ним – это и есть план реинтеграции, который должна выполнять Украина. Бойко пояснил, как это можно сделать: «Можно принять законы (для выполнения политической части Минских соглашений. – «НГ»), но с отсрочкой вступления их в силу – до момента соответствующих шагов (выполнения пунктов, связанных с обеспечением безопасности. – «НГ») с противоположной стороны».
Гарантом выполнения обязательств обеими сторонами конфликта, по мнению Бойко, могла бы стать международная миротворческая миссия, которую следовало бы расположить вдоль линии разграничения. Ранее Украина обращалась в ООН и ОБСЕ с просьбой организовать такую миссию, однако Киев настаивал на размещении миротворческих сил на всей территории Донбасса и вдоль украинско-российской границы в Донбассе. Российская сторона считала целесообразным расположить голубые каски только по линии разграничения. В ДНР и ЛНР вообще заявили, что Минские соглашения не предусматривают никаких миротворческих миссий, и предупредили, что будут расценивать ввод миротворцев как интервенцию на территорию республик. Без согласия всех сторон конфликта миротворческие силы не могут быть введены, отмечают эксперты. А курс Украины на членство в НАТО прямо противоречит курсу ДНР и ЛНР на сближение с Россией, что еще больше отдаляет перспективу поиска компромиссных выходов из сложившейся на востоке Украины ситуации.
Киев