Первая встреча Вадима Красносельского и Игоря Додона прошла при полном взаимопонимании. Фото с сайта www.presedinte.md
Президент Молдавии Игорь Додон должен дать правовую оценку событиям 1992 года, когда произошла война на Днестре, сказал «НГ» лидер Приднестровья Вадим Красносельский. Без этого ни о каких нормальных переговорах между сторонами речи быть не может. На вопрос, может ли Кишинев после покаяния рассчитывать на объединение с Приднестровьем, Красносельский категорически ответил «нет». Он заявил, что Приднестровье ждет международного признания.
Приднестровье, по мнению научного директора Германо-российского форума Александра Рара, «должно бы использовать ситуацию, когда президентом Молдовы является не прозападный политик Игорь Додон».
Однако руководство непризнанной республики настаивает на том, чтобы молдавские власти дали правовую оценку событиям 1992 года, когда произошел приднестровский вооруженный конфликт. «Приднестровцы говорили об этом и во время поездки в Лондон, где были приняты МИД Великобритании. Позже Красносельский заявил о необходимости признания Приднестровья. Но Запад может признать независимость Приднестровья только в случае объединения Молдовы с Румынией. А это нереально. Мне кажется, что говорить об объединении Молдовы с Приднестровьем можно, если вернуться к варианту 2003 года – «плану Козака» (был разработан в Москве и готов к подписанию, но в последний момент президент Молдавии Владимир Воронин отказался визировать документ. – «НГ»). Игорь Додон будет предлагать Приднестровью конфедерацию или федерацию. Но объединение не произойдет быстро. Видимо, Додону потребуются для этого еще один президентский срок и другое правительство», – пояснил «НГ» Рар.
Президент Приднестровья Вадим Красносельский вариант объединения с Молдавией вообще исключил. «Представьте две семьи, живущие рядом. Муж из одной пришел в другую, убил там всех, кроме жены (чужой), после чего предложил ей объединиться и жить вместе. Это возможно? Так и у нас. Приднестровцы в случае покаяния молдавской власти за кровавые события 1992 года могут восстановить нормальные добрососедские отношения. Но не более того. Об объединении с Молдовой речи не идет. Но мы готовы к диалогу с Кишиневом по вопросам, которые касаются жизни населения обоих берегов Днестра. Надеяться на то, что Москва сдаст Приднестровье Кишиневу, молдавским властям, в том числе и Игорю Додону, не нужно: у нас проживают 220 тыс. граждан России. Их Москва никогда не сдаст, о чем во время своего президентства говорил Дмитрий Медведев, а также и президент Владимир Путин», – прокомментировал «НГ» ситуацию приднестровский лидер Вадим Красносельский.
На почве расхождения мнений по поводу реинтеграции Молдавии Игорь Додон и Вадим Красносельский сделали ряд заявлений, которые обыватель (молдавский и приднестровский) понял так: Кишинев и Тирасполь разводят мосты. На днях Вадим Красносельский в эфире одного из приднестровских телеканалов заявил, что если Молдова не даст политическую или правовую оценку кровавых событий 1992 года, развязанных ею на территории Приднестровья, то не будет гарантии неповторения подобных событий.
Президент Молдавии Игорь Додон парировал: «Приднестровье было, есть и будет молдавской землей. Мы должны реинтегрировать страну, и мы сделаем это. Я уверен, что реинтеграция случится в следующие годы независимо от того, что говорят некоторые лидеры из регионов Молдовы», – сообщил Додон. Относительно позиции «Москва не сдаст Приднестровье» Додон заявил: «Москва всегда признавала и признает, что Приднестровье является частью Республики Молдова».
Ранее Красносельский сказал, что, «несмотря на то что президент Молдовы Игорь Додон позиционирует себя как пророссийский политик, в Москве никто ему Приднестровье сдавать не собирается». «Мы состоявшееся государство, и у нас есть все основания для признания. Думаю, президент Молдовы понимает, что Приднестровье нужно признавать, и не может этого сделать, не может на это решиться. Я его понимаю как политика», – сделал вывод глава Приднестровья.
Москва на баталии лидеров Молдовы и Приднестровья не отреагировала, оставив без ответа и надежды сторон в отношении России.
Депутат парламента Молдавии Богдан Цырдя считает, что, «несмотря на то что большинство населения Молдовы хочет объединения страны, этого не произойдет, пока у власти (кроме президента) в Кишиневе находятся румыны (у премьера, спикера парламента, ряда министров – румынские паспорта). Известно, что румыны (молдавские) выступают за объединение Молдовы с Румынией. И это поддерживает Бухарест. Прорумынски настроенные политики и жители Молдовы против присоединения Приднестровья. Они за границу Евросоюза по Днестру. И также за выход НАТО на Днестр. Но и в Приднестровье не хотят объединения с Молдовой не только по причине возможной интеграции в РФ в будущем. Бизнес-элиты Приднестровья взаимодействуют и ведут дела с бизнес-элитами Молдовы. Им выгодно сохранение статус-кво Приднестровья. Учитывая это, Тирасполь скорее будет вести диалог с Брюсселем и Вашингтоном, чем с Кишиневом. Западу нужно вывести Молдову вместе с Приднестровьем из сферы влияния России, и он пойдет на разговор с Тирасполем. А что касается «плана Козака», о котором стали в последнее время активно вспоминать, то это вчерашний день. За более чем 10 лет многое изменилось. Молдова стала полууправляемым государством – рядом министерств Молдовы управляет Румыния, Конституционный суд и Служба информации и безопасности (СИБ) советуются с послом США. В соседней Украине – конфликт. В такой обстановке у России не хватит сил бороться за Приднестровье, тем более его признавать. И это постарается использовать Запад», – заключил молдавский политик.