Фото Gettyimages
Крупные неформальные объединения предпринимателей Грузии выступили против изъятия из Конституции страны статьи, известной как «Акт экономической свободы». По их мнению, отмена акта приведет к снижению или утрате инвестиционной привлекательности страны, а это, в свою очередь, замедлит экономический рост, затруднит ведение бизнеса и, как следствие, ухудшит социальное положение всего населения.
В интервью тбилисскому изданию «Табула» председатель национального комитета Международной торговой палаты Фади Асли заявил, что отказаться от «Акта экономической свободы» правительству Грузии рекомендовал Всемирный банк (ВБ), считающий, что документ препятствует реализации пенсионной реформы. Власти страны планируют перейти к накопительной системе пенсий, и помогают им в этом представители ВБ.
По словам Асли, у отмены данной статьи Конституции будут неприятные последствия. В первую очередь по части инвестиций. Фади Асли полагает, что зарубежный бизнес начет оценивать ситуацию в Грузии более критично, а уже сейчас в этой сфере после нескольких судебных дел, когда инвесторы оказались недовольны вердиктами, ситуация стала ухудшаться. «Пенсионную реформу можно начинать и без упразднения акта», – сказал Асли изданию.
Запрос в ВБ о том, действительно ли возможное исключение из Конституции «Акта экономической свободы» связано с требованием представителей организации, участвующих в разработке пенсионной реформы, пока остался без ответа.
Документ, предполагаемый отказ от которого вызвал недовольство грузинских предпринимателей, был принят в 2010 году. Но в силу юридических тонкостей вступил в силу в качестве конституционной статьи в 2013 году, когда на пост президента Грузии заступил Гиоргий Маргвелашвили. Основные положения Акта сводятся к тому, что правительство может вводить новые налоги или повышать существующие, кроме акцизов, только при одобрении на референдуме; госдолг в отношении к валовому продукту не должен превышать 60%, а расходы правительства – 30%; дефицит бюджета не должен выходить за 3%. Противники отмены акта не исключают, что с его упразднением у властей развяжутся руки со всеми вытекающими последствиями, а зарубежные инвесторы не будут гарантированы от того, что начнут бизнес при одних налоговых ставках, но продолжать его придется в других финансовых условиях, и желание работать в Грузии у них поуменьшится.
Призыв к властям сохранить эту статью Конституции подписали более 10 бизнес-объединений различной направленности, начиная от Ассоциации банков и заканчивая Союзом фермеров и Ассоциацией малых предприятий. Позицию предпринимательских слоев поддержали оппозиционные силы. В частности, один из лидеров «Европейской Грузии», Гига Бокерия, считает, что отмена акта негативно отразится на каждом жителей страны. «Правительство повысило налог на бензин. Это ударило по всем. Очевидно, сейчас запланировано увеличение основных налогов, и именно поэтому готовится отмена акта, чтобы без учета мнения людей вытряхивать из них еще больше денег», – полагает Бокерия.
У критиков новой редакции Основного закона появился еще один повод для пикировки с властями. О том, что новая Конституция воспринимается в Грузии неоднозначно и способна вызвать кризисные явления, «НГ» уже писала (см. номера от 11.05.17; 12.05.17; 16.05.17). Недовольство оппозиционных партий и ряда неправительственных организаций вызывают несколько положений. Они считают несправедливым присвоение голосов, полученных не прошедшими в законодательный орган партиями, только одной политической силе, занявшей первое место, а не их пропорциональное распределение между всеми удачливыми участниками выборов. Этот же спектр общества и президент Маргвелашвили считают недопустимым отмену всенародных выборов президента и избрание его лишь специальным органом из депутатов, глав и представителей автономий и органов местной власти – всего 300 человек. НПО заостряют внимание также на неприемлемости конституционной конкретизации понятия «семья», утверждая, что тем самым попираются права меньшинств. Таким образом, к политическим и социально-общественным противоречиям добавилось экономическое. В целом же оппозиция считает, что изменения в Конституцию правящая «Грузинская мечта» (ГМ) вносит лишь для еще большего усиления своих позиций.
К слову, поступившие на днях замечания Венецианской комиссии совпадают с некоторыми критическими оценками оппозиции. Так, в комиссии тоже сочли несправедливым предлагаемое распределение мандатов в парламенте. Более того, «венецианцы» считают, что для расширения представительства партий и политического плюрализма избирательный порог необходимо снизить с нынешних 5% до 3%. И только после этого переходить к непрямым выборам президента и урезанию его полномочий, что само по себе является мерой демократического толка. В Венецианской комиссии согласились с грузинскими НПО и в том, что не стоит заниматься конституционной конкретизацией понятия «семья».
Оппозиция в лице «Национального движения» – бывшей партии власти, однако, утверждает, что ей по своим каналам удалось узнать, что на самом деле Венецианская комиссия негативно оценила новую редакцию Основного закона, власти якобы многое скрывают, и чуть ли не единственного позитивного отзыва удостоилось предложение о выборах в парламент только по пропорциональной партийной системе и отказ от мажоритарной системы.
Так это или иначе – пока не очень понятно. Возможно, противники ГМ только злословят, потому что по вопросу отмены мажоритарных выборов даже в правящей команде нет единодушия – часть «мечтателей» категорически против этого. Дело дошло даже до того, что спикер парламента Ираклий Кобахидзе в сердцах заявил, что подаст в отставку, если эта инициатива будет зарублена своими же однопартийцами.