Фото Gettyimages
Сегодня Минфин Белоруссии начинает продажу очередного выпуска облигаций. Государство займет у предприятий и населения еще 50 млн долл. Купить ценные бумаги смогут и предприятия, и граждане, номинальная стоимость одной облигации – 1000 долл. Государство займет у белорусов на пять с половиной лет под 5,5%.
В условиях низкой эффективности экономики и недоступности внешних источников финансирования властям Белоруссии не остается ничего другого, как занимать у собственного населения. Ранее «НГ» писала о том, что белорусы накопили довольно много денег в предыдущие годы, когда власти накачивали экономику эмиссионными деньгами. Только на банковских счетах в иностранной валюте население хранит около 7 млрд долл.
В этом году Минфин уже продал валютных облигаций более чем на 350 млн долл. и, собственно говоря, уже выбрал запланированный в бюджете лимит в размере 360 млн долл. То, что власть идет на превышение лимита, может свидетельствовать об острой потребности в деньгах. В частности, для погашения внешних задолженностей.
Напомним, что в этом году стране еще предстоит погасить 1 млрд долл. внешнего госдолга. «Совершить выплаты только за счет доходов бюджета равнозначно изъятию значительного объема ресурсов из экономики. Поэтому мы и прибегаем к рефинансированию», – пояснял журналистам министр финансов Владимир Амарин. Его источниками помимо населения являются кредиты Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и правительства России. «В соответствии с договоренностями, достигнутыми по итогам встречи президентов Беларуси и России 3 апреля, в высокой степени проработки привлечение кредита правительства Российской Федерации в размере 700 млн долл. на цели рефинансирования долга», – пояснил Амарин.
После вышеупомянутой встречи президентов Белоруссия получила очередной транш кредита ЕАЭС в размере 300 млн долл. По планам в этом году еще должен поступить и второй – в таком же размере, однако, как заявлялось при выдаче предыдущего транша, Белоруссия должна все же «довыполнить» взятые на себя обязательства по реформированию госсектора. Пока же действия и заявления власти не дают никаких оснований думать, что реформы могут быть. Более того, как недавно заявил вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко, государство намерено и дальше вкладывать деньги в «старую» промышленность. По его словам, полмиллиарда долларов государство запланировало выделить Минскому автомобильному заводу (МАЗ), примерно 650 млн – Гомсельмашу. О том, что около 1,2 млрд долл. нужно инвестировать в нефтепереработку, заявлялось на совещании у президента Александра Лукашенко на прошлой неделе.
Таким образом, ни о каких структурных реформах речь не идет, с сожалением констатируют эксперты. Инвестиции в «старую» экономику они считают неперспективными. «Модернизация» нефтеперерабатывающих заводов – тупиковое направление. Решение было принято изначально неверное. Деньги на это – больше миллиарда долларов – пойдут из бюджета. На месте властей я бы просто прекратил эту затею и продал эти заводы тому, у кого достаточно денег», – довольно категоричен в своих оценках белорусский экономист Леонид Заико.
Дело в том, что, несмотря на оптимистичные заявления властей об окончании рецессии и росте экспорта, платежный баланс страны остается отрицательным. В первые три месяца года из страны ушло валюты на 900 млн долл. больше, чем пришло в нее. Внешний государственный долг с начала года вырос на 1,9% и достиг 13,9 млрд долл. В основном рост произошел из-за поступления очередного транша Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Также были кредиты правительства и банков России (160,7 млн долл.), Китая (34,6 млн долл.).
Правда, государственный долг в целом уменьшается – на 2,9% с начала года. Сократился на 3,3% и внутренний.
В начале года само Министерство финансов Белоруссии констатировало пятикратный рост средств на обслуживание долгов в последние шесть лет и «выражало обеспокоенность» по этому поводу. Негосударственные эксперты добавляют к этой обеспокоенности то, что заемные средства расходуются неэффективно и не способны генерировать прибыль в будущем. Этот долг направлялся на то, чтобы обеспечить поддержку текущей модели с исправлением ее наиболее явных дисбалансов в то время, как можно было бы направить эти деньги на перестройку структуры экономики, которая была бы более гибкой к некоторым внешним вызовам, более конкурентоспособной, считает экономист Антон Болточко.
Минск