Эмомали Рахмон решил расчистить «авгиевы конюшни». Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr
В Таджикистане обнаружен бункер с деньгами, золотом, драгоценностями и шестью автомобилями, принадлежащий сотруднику Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией. Ранее силовики нашли тайник с 35 млн долл. О повальной коррупции в стране говорят на каждом шагу. Вчера парламент Таджикистана одобрил поправки к закону о правительстве, согласно которым чиновники и члены их семей должны ежегодно предоставлять информацию о доходах и имуществе. Некоторые эксперты считают, что Душанбе выполняет международные обязательства в борьбе с этим негативным явлением.
Борьба с коррупций в среде высокопоставленных чиновников республики начинает напоминать блокбастер. Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) 16 мая провели обыск в доме старшего следователя Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Фирдавса Ниёзбадалова в городе Бустон (бывший Чкаловск) Согдийской области. Сам чиновник был арестован несколькими днями раньше. Об этом сообщило таджикское издание «Ахбор» («Новости»). Из тайного бункера было извлечено несколько мешков с долларами, золотом и драгоценными камнями, а также шесть внедорожников. Мешки опечатали и увезли в управление. Издание отмечает, что Фирдавс Ниёзбадалов – зять бывшего секретаря Совета национальной безопасности Таджикистана, а его отец – бывший заместитель прокурора Согдийской области. Силовики к Фирдавсу Ниёзбадалову пришли не случайно, а по наводке его брата – следователя прокуратуры города Ходжента Алишера Ниёзбадалова, у которого после обыска также была изъята крупная сумма.
Массовые аресты и увольнения чиновников антикоррупционного ведомства начались в конце апреля. Первым под прицел силовиков попал начальник Следственного управления агентства Фируз Холмуродзода. У него было обнаружено 1,3 млн долл. и 6 кг золота. В активе также – 31 квартира в Душанбе, два дома в столичном квартале Чортут, дом в Австрии, дача в Варзобском ущелье (престижная зона отдыха в горах рядом с Душанбе). В ходе обыска было найдено несколько банковских карт и девять фальшивых паспортов.
Но самый большой «куш» силовики обнаружили в родовом доме семьи Хайрзоды. Замдиректора агентства Давлатбек Хайрзода был задержан при попытке покинуть республику. В родительском доме в Ромите, на кухне под полом, оказался бетонированный тайник, откуда оперативники извлекли 35 млн долл. «Из купюр выложили стену, как в фильме про колумбийского наркобарона Пабло Эскобара. Я столько наличных никогда не видел», – сказал собеседник «Ахбор».
На сегодня арестовано 17 сотрудников антикоррупционного агентства. Их обвиняют в злоупотреблениях властью, в коррупции, подделке документов. Задержаны еще 40 чиновников этого ведомства, по информации ресурса «Фергана», разного уровня и различных отделов. Само управление фактически расформировано. Лишь руководитель одного из подразделений Сафар Джобирзода, который приходится родственником президенту Таджикистана Эмомали Рахмону (зять старшего брата Рахмона), переведен в другое управление.
В Агентстве по борьбе с коррупцией комментировать задержание сотрудников отказываются, ссылаясь на то, что они были уволены до начала операции, которую проводит Генпрокуратура совместно с ГКНБ. Не комментируют происходящее и силовики, ссылаясь на тайну следствия. Также неизвестно, где содержатся арестованные и будут ли переданы все найденные деньги в бюджет государства или им найдется другое применение. Эксперты и общественность выстраивают различные версии нового тренда Таджикистана – борьбы с коррупцией. По мнению одних, власти Таджикистана реально решили взяться за коррупцию, в которой погрязли чиновники, по мнению других, «кланы пожирают друг друга».
Как сказал «НГ» доктор юридических наук Шокир Хакимов, «Таджикистан перед международными институтами добровольно взял обязательства по борьбе с коррупцией». «Теперь надо показывать, что у власти есть политическая воля для борьбы с коррупцией, которая мешает развитию страны, мешает привлечению инвестиций. Акция скорее носит сиюминутный характер и создает положительный фон для визита министра иностранных дел Сироджиддина Аслова в страны Евросюза», – считает Хакимов.
Действительно, глава МИД Таджикистана сообщил в Брюсселе, что «Душанбе активизировал борьбу с коррупцией». Таджикистан считается одним из самых коррумпированных государств мира. Международная организация Transparency International в ежегодном докладе по восприятию коррупции, опубликованном в январе, поставила Таджикистан на 151-е место среди 176 стран, снизив на 15 строчек позиции республики по сравнению с 2016 годом. «Ни для кого не секрет, что коррупция существует во всех странах мира, однако в нашей стране борьба с этим явлением активизирована и будут предприняты самые жесткие меры по отношению к мздоимцам, чтобы улучшить социально-экономическую ситуацию в республике. Я могу сказать, что мы добились прогресса в этом направлении», – заявил Аслов.
Но, как считает Хакимов, для того чтобы реально бороться с коррупцией, необходимо усилить парламентский контроль и в целом парламентаризм. «Пока будут зависимая, подконтрольная исполнительная власть и судебная система, существующая кадровая политика, местничество – невозможно обеспечить эффективную борьбу с коррупцией», – отметил он. По его мнению, необходимо усилить роль СМИ, чтобы их критические материалы стали поводом для серьезного расследования и принятия адекватных мер со стороны уполномоченных органов власти.
Российский юрист, научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО (У) МИД Шарбатулло Содиков считает, что в Таджикистане началась новая эра борьбы с коррупцией. «Если прежде власть боролась с коррупцией на низовом уровне, в коррупции могли обвинить гаишника или максимум председателя сельсовета, то сегодня чистка началась среди высокопоставленных чиновников. «Я считаю позитивной тенденцией борьбу с высокопоставленными чиновниками, связанными с коррупций. Началась она после назначения нового генерального прокурора РТ Юсуфа Рахмона Ахмадзоды. Следует отметить, что все задержания происходят после тщательного расследования Генпрокуратурой. Задержанные сотрудничают со следствием, дают показания на своих коллег и свое руководство, и только после этого направляются рапорты на арест других участников преступления», – сказал «НГ» Содиков. Он отметил, что власть начала реальную и объективную борьбу с коррупцией. Для населения это позитивный сигнал, что перед законом все равны. «Имидж Таджикистана, безусловно, улучшится», – отметил эксперт.