Жители Гальского района Абхазии получили возможность обзавестись видом на жительство. Этот документ, выдаваемый властями частично признанной республики, устраняет неопределенность в правовом статусе населения района – в основном этнических грузин. Документ, внешне напоминающий паспорт, отпечатан Монетным двором РФ. Он предоставляется на пять лет с правом пролонгации при выполнении некоторых условий.
Более четырех лет жители Гальского района находились в подвешенном состоянии. У большинства из них – гражданство Грузии, обеспечивающее им те же права, что и гражданам всей остальной страны. Однако в самой Абхазии – месте их постоянного проживания – они оказались бесправными. Несколько лет назад в преддверии президентских выборов гальцам стали выдаваться абхазские паспорта. Злые языки тут же обвинили главу республики Сергея Багапша в заигрывании с грузинами с целью получения их голосов и предупредили об «опасности грузинизации региона». Покойный президент тогда парировал: это те же жители Абхазии, вопрос гражданских прав которых необходимо решать, и чем раньше, тем лучше. Ему удалось отстоять ситуацию. Однако впоследствии процесс выдачи паспортов был приостановлен, а спустя еще некоторое время – подвергнут ревизии.
Оказалось, что процедура предоставления абхазских документов проводилась с грубыми нарушениями. Согласно местному законодательству, двойное гражданство распространяется только на обладателей российского паспорта, а у гальцев – сплошь и рядом грузинские паспорта. К тому же вопрос решали не те органы, которым положено по Конституции, а какие-то специально созданные местные комиссии, что уже является грубейшим нарушением закона. Новые власти Абхазии приостановили действие выданных в Гальском районе паспортов, оставив за ними лишь функцию подтверждения личности их обладателей. В гражданских правах грузины этого региона были поражены.
«Действия властей закономерны. Документы, гражданство Абхазии были предоставлены незаконно, и положение надо исправить. В 2014 году действие документов было приостановлено, но не полностью. Их у жителей Гали никто не конфисковывал, они имели силу удостоверения личности, однако не подтверждающими гражданство Абхазии», – пояснил «НГ» абхазский политолог Инал Хашиг. По его словам, те выданные паспорта и сейчас в ходу, по ним можно получать зарплату, пенсии и т.п. Каждый случай власти намерены рассмотреть в индивидуальном порядке, и речь не только о грузинах, которых действительно подавляющее большинство, но и о представителях других национальностей, получивших абхазские паспорта через упомянутые «странные комиссии».
Гальский район, преимущественно населенный грузинами, после войны был перекроен: какие-то села отошли к Ткварчельскому району, какие-то – к Очамчирскому, другие остались в прежнем ведении. По словам Инала Хашига, если брать по старому советскому административному делению, то сейчас в Гальском районе проживает примерно 40–45 тыс. грузин. Практически все обладают паспортом гражданина Грузии. «Неправильными» абхазскими паспортами обзавелись около 27 тыс. человек.
На получение вида на жительство рассчитывать могут не все, а только те лица, которые проживали в Абхазии как минимум с 1999 года в течение 10 лет. Получающие же вид на жительство не смогут покинуть пределы Абхазии дольше чем на полгода под угрозой аннулирования этого документа. Сухумская газета «Нужная» уточняет в своей публикации, что вид на жительство позволит его владельцу сохранить гражданство Грузии, проживать в регионе и пересекать пограничную линию с остальной Грузией, продавать имущество в Абхазии, передавать его по завещанию, но не приобретать его. Документ также не предоставляет его владельцу политических прав, то есть он не сможет принимать участие в выборах, политических процессах и т.д. Согласно информации газеты, Сухум намерен начать переговоры с Москвой по вопросу пересечения абхазо-российской границы в обоих направлениях обладателями вида на жительство в Абхазии.
Власти Абхазии готовы также рассмотреть вопрос предоставления гражданства жителям Гальского района. По закону владельцем абхазского паспорта может быть только этнический абхаз, а также неабхазы, проживавшие в республике с 1994 по 1999 год и ранее и не являющиеся гражданами иного государства, кроме России. Министр внутренних дел Абхазии Аслан Кобахия недвусмысленно дал понять гальцам, что у них могут быть большие проблемы, если, получив абхазские паспорта, попытаются сохранить и грузинские. По его словам, такие лица рискуют «навсегда потерять Абхазию».
«Получить гражданство Абхазии не такая уж невыполнимая задача. Помимо соответствия цензу оседлости и отсутствия любого другого гражданства, кроме российского, надо выучить государственный язык», – сказал «НГ» Инал Хашиг. Впрочем, кому как, но лингвисты абхазский язык считают очень непростым.
Иначе оценивают процесс предоставления вида на жительство жителям Гальского района в Тбилиси. Соглашаясь в целом с тем, что у грузин будет больше узаконенных прав наравне с другими жителями Абхазии, грузинская сторона называет его еще одним наглядным проявлением политики сегрегации по этническому признаку.
«Продолжается линия этнического и политического выдавливания грузин в Абхазии и бывшей Югоосетинской автономной области. Мы наблюдаем два параллельных процесса. С одной стороны, ведутся переговоры Москвы и Тбилиси по перспективе восстановления нормальных отношений. С другой – Москва перед угрозой глобального мирового противостояния развивает верные только ей трайбалистские режимы», – заявил «НГ» руководитель Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий. По его мнению, это пагубная политика и для Сухуми, и для Цхинвали – сегодня в неподконтрольных Тбилиси регионах избавляются от юнионистов (сторонников восстановления отношений с Грузией), после чего придет черед сепаратистов (сторонников отделения от Грузии), и тогда Москва будет иметь дело с оставшимися ирредентистами (сторонниками полной интеграции с РФ), то есть сторонниками вхождения в состав России.