На дружбу Лукашенко с Порошенко никто и ничто не может повлиять, заметил президент Белоруссии украинскому коллеге. Фото Reuters |
Президенты Украины и Белоруссии нашли общий язык в вопросах безопасности. Об этом можно судить по заявлениям, прозвучавшим вчера в ходе мероприятий, посвященных годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Александр Лукашенко заверил, что сделает все «во имя мира и дружбы наших народов». Петр Порошенко конкретизировал: Украину интересует в первую очередь надежность границы с Белоруссией. В Киеве опасаются угроз, которые могут возникнуть в начале осени в связи с проведением белорусско-российских военных учений «Запад-2017».
Упомянутые учения проводятся каждые два года. В 2015-м они состоялись на российской территории, в этом году российских военных принимает Белоруссия. В Украине обеспокоились еще осенью прошлого года, когда из официальных источников в СМИ попала информация о масштабной подготовке к будущим учениям. Выяснилось, что для перевозки грузов военного назначения из России в Белоруссию на 2017 год было зарезервировано более 4 тыс. железнодорожных вагонов – в 100 раз больше, чем в прошлом году. В 2013-м, когда учения «Запад» тоже проводились на белорусской территории, российским военным понадобилось всего около 200 вагонов, обратили внимание военные эксперты.
Директор белорусского «Центра стратегических и внешнеполитических исследований» Арсений Сивицкий сказал изданию «Апостроф», что если информация об объеме военных перевозок подтвердится, то это может свидетельствовать о том, «что Кремль в 2017 году собирается провести мероприятия по стратегическому развертыванию своей военной группировки на белорусской территории, что для Беларуси будет означать военное вмешательство России с целью установления полного военного и политического контроля».
В Украине эту информацию восприняли с тревогой. Тем более что, по данным тех же источников, в этом году Россия планировала значительно увеличить военные поставки в Приднестровье. Ранее для обеспечения базы требовалось 20–30 железнодорожных вагонов в год, на 2017-й было зарезервировано 130 вагонов, отметили эксперты. В Киеве заговорили о «тисках», в которые Россия может взять Украину.
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский в своей колонке для издания «Новое время» отметил, что «под видом таких учений происходит дополнительная группировка и стягивание войск к тем направлениям, где могут предполагаться масштабные наступления». Он считает угрозу гипотетической и допускает, что ситуация может использоваться «для демонстрации силы и шантажа»: чтобы заставить политическое руководство Украины пойти на какие-то уступки.
В конце прошлого года эксперты в Киеве не исключали удара со стороны Белоруссии. В тот момент представитель Минска в ООН разделил российскую позицию в ходе голосования за резолюцию по Крыму. В Украине это восприняли с обидой: по слухам, из-за этого голосования был сорван планировавшийся на декабрь визит Порошенко в Минск. Но тема для разговора – о военных учениях «Запад-2017» – осталась.
В феврале министр обороны Белоруссии Андрей Равков попытался развеять опасения. Он сказал, что истерия вокруг сентябрьских военных учений нагнетается искусственно: «Это не более чем попытка неких маргинальных структур получить политические дивиденды или повысить свой рейтинг за счет эксплуатации темы белорусско-российских взаимоотношений…» Министр напомнил, что Белоруссия и Россия – стратегические союзники, которые создают общее оборонное пространство, и предстоящие учения являются одной из форм подготовки объединенной группировки. Равков заверил, что учения «Запад-2017» не представляют угрозы ни для соседей, ни для Западной Европы: «Они носят оборонительный характер, не направлены против третьих стран и решают только задачи стратегического сдерживания».
Но после этого заявления украинско-белорусские отношения осложнились из-за акций протеста в марте. В Минске прозвучали заявления о «лагерях боевиков» в Украине и на территории стран Балтии, в которых якобы проходили обучение некоторые зачинщики беспорядков. До скандала тогда не дошло, но вопрос повис в воздухе.
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что вчера у Лукашенко и Порошенко была возможность поговорить откровенно. После встречи на украинской территории президенты отправились на территорию Беларуси, где состоялись переговоры. По мнению Фесенко, Александр Лукашенко «заинтересован в том, чтобы, говоря его же словами, «через границу не попадала в Беларусь революционная зараза». Украину надежность границы интересует в другом контексте, сказал политолог агентству УНН: «Чтобы не было рисков, провокаций, не дай бог, военного вторжения России через украинско-белорусскую границу. Думаю, Порошенко обязательно поинтересуется, как будет развиваться военное сотрудничество между Украиной и Беларусью».
Несмотря на заверения министра обороны Белоруссии, в Украине «Запад-2017» по-прежнему рассматривают как серьезную потенциальную угрозу. Об этом свидетельствует речь секретаря Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александра Турчинова на состоявшемся неделю тому назад открытии проекта «Стратегическое лидерство: сектор безопасности и обороны Украины». Турчинов заявил: «Кремль продолжает готовиться к полномасштабной войне, которая угрожает не только Украине, но и другим государствам Центральной и Восточной Европы».
Он аргументировал такую позицию: «Вдоль границы уже развернута группировка Вооруженных сил РФ до 50 тыс. человек – без учета боевиков 1-го и 2-го армейских корпусов на временно оккупированных территориях (по словам Турчинова, в Донбассе ВСУ противостоит 30-тысячная армия, которая может быть увеличена до 50–55 тыс. в ближайшее время. – «НГ»)… Наряду с этим вдоль границ с Украиной разворачиваются три новые дивизии – 3-я, 144-я и 50-я, которые являются соединением в составе дополнительно развернутых в последние годы трех армий – 1-й Гвардейской танковой, 20-й и 8-й общевойсковых армий. Такая группировка носит исключительно наступательный характер».
Петр Порошенко вчера в ходе публичных мероприятий в Чернобыле заявил: «Для нас чрезвычайно важно, что украинско-белорусская граница (я в этом уверен) была, есть и всегда будет границей дружбы и добрососедства. Границей нашего надежного партнерства, границей – я подчеркиваю – мира». Он отметил, что «никто и никогда Украину и Беларусь не поссорит». Лукашенко поддержал этот тон своими заверениями: «Петр Алексеевич, хочу вам публично сказать, вы даже не говорите на тему, что белорусы могут поступить как-то иначе, чем поступают теперь. Мы – родные люди». Лукашенко напомнил, что в Минске три года проходят переговоры контактной группы по урегулированию в Донбассе: «Будьте уверены, Петр Алексеевич, мы будем работать, что мы и делаем сейчас, в том числе по вашей просьбе. Вы не сможете меня сегодня упрекнуть, что я не выполнил хотя бы одно ваше поручение или просьбу в международном отношении, в контактах между нами, в работе контактной группы, когда вы попросили, чтобы мы обеспечивали ее работу. Скажите, что мы еще можем сделать, на что, конечно, можем быть способны, во имя мира и дружбы наших народов. И мы обязательно это сделаем».
Первый замдиректора украинского Института мировой политики Сергей Солодкий считает, что публичные заявления были прогнозируемыми. Ведь Лукашенко всегда пытался сохранить хорошие отношения с украинским руководством (исключением стал бывший президент Виктор Янукович, в адрес которого белорусский коллега бросил фразу о «вшивости» – из-за того, что в 2011 году Лукашенко единственный раз не был приглашен в Чернобыль в годовщину аварии на ЧАЭС).
В комментарии «Сегодня» Сергей Солодкий обратил внимание на другое: «Что бы ни говорил Лукашенко, он остается на формальном уровне союзником России. Беларусь зависима от Москвы по многим позициям. Впрочем, не факт, что Лукашенко будет давать какие-то гарантии Порошенко. Поэтому я бы не оценивал эту встречу категориями доверия или дружбы, идет речь об интересах обоих государств – эти интересы связаны с вопросами выживания, безопасности». По мнению политолога, стороны до конца не доверяют друг другу.
Владимир Фесенко в комментарии УНН пояснил: «Лукашенко проводит двойную политику – «и вашим, и нашим». Он хочет сохранить нормальные, конструктивные, добрососедские отношения с Украиной. Время от времени заигрывает с Западом. Иногда конфликтует с Россией, выбивает какие-то льготы, дополнительные деньги. Но все равно остается надежным союзником России». В этой ситуации, по мнению эксперта, Украине важен «хотя бы относительный нейтралитет Беларуси, отказ ее от участия в возможных агрессивных акциях со стороны России».
Эта задача выполнима, учитывая, что украинское руководство способно помочь Александру Лукашенко проводить его «очень мягкий и осторожный путь в Европу», полагает политолог Виктор Небоженко. В интервью Радио «Свобода» он сказал: «Лукашенко умеет маневрировать. Если нужно – он вбрасывает негатив в отношения Беларуси и России. Если нужно – делает то же в отношениях между Беларусью и Украиной. Главное – Лукашенко очень аккуратно, не дразня Россию, пытается проложить мосты к сотрудничеству с Западом».
Киев