0
10201
Газета СНГ Интернет-версия

19.04.2017 18:42:00

Абхазия готова к открытию железной дороги

Тэги: абхазия, грузия, политика, транспорт, экономика, железная дорога, лавров


абхазия, грузия, политика, транспорт, экономика, железная дорога, лавров Фото сайта wikipedia.org

Москва считает возможным в обозримом будущем заключить юридически обязывающий документ о неприменении силы между Абхазией и Грузией. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с президентом частично признанной республики Раулем Хаджимба. Тбилиси моментально отреагировал на слова российского министра напоминанием, что «международное сообщество не признает независимость Абхазии и Южной Осетии».

«У нас полное убеждение, что надо активно участвовать в международных контактах, так называемые Женевские дискуссии дают результат», – сказал Сергей Лавров на совместной пресс-конференции по итогам встречи с Раулем Хаджимба. По его словам, заключение мирного договора между Грузией и Абхазией станет важным сигналом для всего Кавказского региона, учитывая историю. Сергей Лавров отметил, что провел в Абхазии «в неформальной обстановке очень обстоятельные переговоры».

На итоговой пресс-конференции прозвучало еще одно важное заявление «регионального масштаба». Сергея Лавров сказал, что Россия не видит никаких препятствий в восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию. «Мы этот вопрос затрагивали. Российская сторона не имеет никаких проблем с тем, чтобы транзит возобновился. Есть даже правовая основа для того, чтобы это произошло. Она может опираться на те договоренности, которые были достигнуты между Российской Федерацией и Всемирной торговой организацией в 2011 году», – министр, отвечая на вопрос о заинтересованности России в транзите грузов через Абхазию в Армению и Грузию. «Мы знаем, что наши армянские коллеги заинтересованы в возобновлении транзита. Сегодня президент Абхазии сказал, что он против этого не возражает. Поэтому это зависит уже не от нас, а от других стран, куда транзит может следовать», – добавил министр.

Под «другими странами» Сергей Лавров подразумевал, конечно, Грузию. Больше участников в «проекте» нет. Россия к вопросу восстановления железнодорожного сообщения изначально относилась позитивно. Ее союзница на Южном Кавказе – зажатая блокадой Армения, заинтересована в этом еще больше рассчитывая получить эффективное сухопутное сообщение с внешним миром. Абхазия и Грузия относились к делу иначе. Первая в целях безопасности не желала восстанавливать по сути сквозное сообщение через всю свою территорию, и соглашалась только частичную реабилитацию дороги и только ради связи с Россией. Возможно, вопрос полноценной реабилитации своего участка магистрали абхазская сторона планировала использовать в качестве некоего козыря в переговорах с Грузией. Сухум всячески затягивал решение, и, используя различные предлоги, не говорил ни твердого «да», ни категорического «нет». В частности, премьер-министр Сергей Шамба в свое время заметил «НГ», что с железнодорожным полотном «надо очень серьезно работать, просто реабилитацией не обойтись, потому что построенная в советское время дорога была рассчитана только на пассажирские поезда», и непонятно, чем может обернуться движение грузовых составов.

Однако выяснилось, что если абхазская сторона и хотела использовать ситуацию в качестве некоего рычага воздействия на Тбилиси, то тщетно. Грузия объявила, что в реабилитации дороги политической ценой совершенно не заинтересована, да и сама дорога ей не очень-то и нужна. В целом так может оно и есть. В северном направлении грузовые составы Тбилиси может направлять через Азербайджан. Было бы что отправлять. Получать тоже. Немного дольше по времени, но стабильно и с подводными течениями никак не связано.

Под политической ценой и «подводными течениями», о которых говорил Тбилиси, стоит понимать контроль над сохранностью грузов, безопасность, а главное – таможенные процедуры. На российско-абхазскую границу грузинским таможенникам не попасть. Отдать на откуп абхазским – расписаться в неформальном признании суверенитета неподконтрольной автономии. Вопрос вроде как частично удалось решить на переговорах в Швейцарии в 2011 году – таможенный контроль на так называемых «спорных участках» готова осуществлять швейцарская таможенная служба. Предполагалось, что ее представители могут работать на четырех точках рубежей: российско-абхазской, абхазо-грузинской, российско-югоосетинской и югоосетино-грузинской. Напомним, что с Южной Осетией в Тбилиси проблемы, аналогичные проблемам с Абхазией. Задействование такой схемы, по противоречивым информациям, упиралось в согласие Сухуми и Цхинвали, которые, однако, не захотели пускать иностранцев на свои пункты. А потом начало происходить не очень понятное.

Грузинская сторона на всех уровнях стала категорически отрицать даже факты переговоров о возможной расконсервации железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию. Хотя, как становится понятно, этот вопрос затрагивался неоднократно. В том числе на не столь давних переговорах с правительственной делегацией Армении, как уже отмечалось, остро заинтересованной в открытии дороги. Естественно, Тбилиси никакого согласия не давал, но смысл столь жесткого отрицания самого обсуждения темы непонятен и не вызывать вопросы не может.

И на этот раз грузинская сторона «не заметила» железнодорожной проблемы, сконцентрировавшись на критике заявления Сергея Лаврова о заключении мирного соглашения между Абхазией и Грузией, и напоминании о покушении на свой суверенитет со стороны Москвы. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
834
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1045
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1066
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
851

Другие новости