Фото сайта wikipedia.org
Москва считает возможным в обозримом будущем заключить юридически обязывающий документ о неприменении силы между Абхазией и Грузией. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с президентом частично признанной республики Раулем Хаджимба. Тбилиси моментально отреагировал на слова российского министра напоминанием, что «международное сообщество не признает независимость Абхазии и Южной Осетии».
«У нас полное убеждение, что надо активно участвовать в международных контактах, так называемые Женевские дискуссии дают результат», – сказал Сергей Лавров на совместной пресс-конференции по итогам встречи с Раулем Хаджимба. По его словам, заключение мирного договора между Грузией и Абхазией станет важным сигналом для всего Кавказского региона, учитывая историю. Сергей Лавров отметил, что провел в Абхазии «в неформальной обстановке очень обстоятельные переговоры».
На итоговой пресс-конференции прозвучало еще одно важное заявление «регионального масштаба». Сергея Лавров сказал, что Россия не видит никаких препятствий в восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию. «Мы этот вопрос затрагивали. Российская сторона не имеет никаких проблем с тем, чтобы транзит возобновился. Есть даже правовая основа для того, чтобы это произошло. Она может опираться на те договоренности, которые были достигнуты между Российской Федерацией и Всемирной торговой организацией в 2011 году», – министр, отвечая на вопрос о заинтересованности России в транзите грузов через Абхазию в Армению и Грузию. «Мы знаем, что наши армянские коллеги заинтересованы в возобновлении транзита. Сегодня президент Абхазии сказал, что он против этого не возражает. Поэтому это зависит уже не от нас, а от других стран, куда транзит может следовать», – добавил министр.
Под «другими странами» Сергей Лавров подразумевал, конечно, Грузию. Больше участников в «проекте» нет. Россия к вопросу восстановления железнодорожного сообщения изначально относилась позитивно. Ее союзница на Южном Кавказе – зажатая блокадой Армения, заинтересована в этом еще больше рассчитывая получить эффективное сухопутное сообщение с внешним миром. Абхазия и Грузия относились к делу иначе. Первая в целях безопасности не желала восстанавливать по сути сквозное сообщение через всю свою территорию, и соглашалась только частичную реабилитацию дороги и только ради связи с Россией. Возможно, вопрос полноценной реабилитации своего участка магистрали абхазская сторона планировала использовать в качестве некоего козыря в переговорах с Грузией. Сухум всячески затягивал решение, и, используя различные предлоги, не говорил ни твердого «да», ни категорического «нет». В частности, премьер-министр Сергей Шамба в свое время заметил «НГ», что с железнодорожным полотном «надо очень серьезно работать, просто реабилитацией не обойтись, потому что построенная в советское время дорога была рассчитана только на пассажирские поезда», и непонятно, чем может обернуться движение грузовых составов.
Однако выяснилось, что если абхазская сторона и хотела использовать ситуацию в качестве некоего рычага воздействия на Тбилиси, то тщетно. Грузия объявила, что в реабилитации дороги политической ценой совершенно не заинтересована, да и сама дорога ей не очень-то и нужна. В целом так может оно и есть. В северном направлении грузовые составы Тбилиси может направлять через Азербайджан. Было бы что отправлять. Получать тоже. Немного дольше по времени, но стабильно и с подводными течениями никак не связано.
Под политической ценой и «подводными течениями», о которых говорил Тбилиси, стоит понимать контроль над сохранностью грузов, безопасность, а главное – таможенные процедуры. На российско-абхазскую границу грузинским таможенникам не попасть. Отдать на откуп абхазским – расписаться в неформальном признании суверенитета неподконтрольной автономии. Вопрос вроде как частично удалось решить на переговорах в Швейцарии в 2011 году – таможенный контроль на так называемых «спорных участках» готова осуществлять швейцарская таможенная служба. Предполагалось, что ее представители могут работать на четырех точках рубежей: российско-абхазской, абхазо-грузинской, российско-югоосетинской и югоосетино-грузинской. Напомним, что с Южной Осетией в Тбилиси проблемы, аналогичные проблемам с Абхазией. Задействование такой схемы, по противоречивым информациям, упиралось в согласие Сухуми и Цхинвали, которые, однако, не захотели пускать иностранцев на свои пункты. А потом начало происходить не очень понятное.
Грузинская сторона на всех уровнях стала категорически отрицать даже факты переговоров о возможной расконсервации железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию. Хотя, как становится понятно, этот вопрос затрагивался неоднократно. В том числе на не столь давних переговорах с правительственной делегацией Армении, как уже отмечалось, остро заинтересованной в открытии дороги. Естественно, Тбилиси никакого согласия не давал, но смысл столь жесткого отрицания самого обсуждения темы непонятен и не вызывать вопросы не может.
И на этот раз грузинская сторона «не заметила» железнодорожной проблемы, сконцентрировавшись на критике заявления Сергея Лаврова о заключении мирного соглашения между Абхазией и Грузией, и напоминании о покушении на свой суверенитет со стороны Москвы.