Ринат Ахметов не теряет надежд вернуть контроль над донбасской металлургией. Фото DPA/ТАСС
Власти непризнанных республик Донбасса нашли выход из транспортной блокады. В конце апреля должен заработать Енакиевский металлургический завод, который простаивал из-за отсутствия сырья. Руководство предприятия объявило рабочим об окончании простоя. Отстраненные от управления владельцы заводов Донбасса грозят российским поставщикам сырья новыми международными санкциями. Однако представители российских металлургов отрицают, что поставляют свою продукцию в непризнанные республики востока Украины.
По данным украинского издания «Металл Эксперт», на которые ссылается Интерфакс (который, впрочем, вскоре аннулировал свое сообщение), некоторые российские предприятия начали поставлять железную руду на металлургические заводы Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Издание сообщает, что в апреле ожидается поставка до 60 тыс. т концентрата и до 100 тыс. т окатышей. На территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР работает несколько металлургических предприятий, например Енакиевский металлургический завод и Харцизский трубный завод, Ясиноватский и Макеевский коксохимические заводы, Донецкий металлургический завод, «Краснодонуголь» и Алчевский меткомбинат.
До последнего времени предприятия обладали некоторой экстерриториальностью, работая, по сути, на Украину, где находилась их сырьевая база. Но с февраля 2017 года поставки сырья на заводы прекратились из-за транспортной блокады с украинской стороны. Контроль над предприятиями взяли «сепаратисты», а прежние собственники (в частности, один из хозяев «Метинвеста» Ринат Ахметов) заявили, что контроль над предприятиями утрачен.
Тогда же, в марте, СМИ сообщили, что зампред российского правительства Дмитрий Козак провел встречу с представителями «Северстали» Алексея Мордашова и рекомендовал обеспечить поставки железной руды на предприятия самопровозглашенных республик.
Впрочем, официально эта информация не подтверждается. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и представители российского бизнеса опровергли эту информацию. В пресс-службе «Северстали» «НГ» сообщили вчера, что «компания не продает руду компаниям ДНР и ЛНР и не ведет с ними переговоров».
Однако большое количество информационных утечек говорит о том, что дело все-таки идет. Глава ДНР Александр Захарченко 7 апреля опубликовал на официальном сайте самопровозглашенной ДНР такой текст: «Подписаны все необходимые контракты. На следующей неделе должно прийти первое сырье, которое позволит произвести первый металл на Енакиевском металлургическом заводе.
Донбасская металлургия снова будет конкурировать с российской. Фото с сайта www.emz.metinvestholding.com |
Депутат Народного совета самопровозглашенной ДНР Сергей Сверчков в Facebook сообщил точную дату начала работы Енакиевского метзавода – 27 апреля. «Сырье на подходе! С понедельника работников, участвующих в подготовке к запуску завода, вызвали на работу», – сообщил он.
Российские железнодорожники ввели 25-процентную скидку на перевозки железорудного сырья со станции Череповец-II (Вологодская область), где как раз находятся мощности «Северстали», на пограничную с Донецкой областью станцию Успенская в Ростовской области. Эти же условия распространяются на перевозку того же сырья со станции Костомукша-товарная в Карелии (тут находятся АО «Карельский окатыш» и Костомукшское месторождение железных руд, которые также принадлежат «Северстали») на станцию Лиски в Воронежской области, где расположен порт на реке Дон.
«Потребность Енакиевского и Макеевского заводов составляет около 2,6 млн т руды; Алчевского меткомбината – еще 1,6 млн т, оценивает аналитик украинской инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. – Еще один потребитель руды – завод «Донецксталь» – был недозагружен весь прошлый год и закупил всего несколько десятков тысяч тонн руды».
«Мощностей российских ГОКов хватит на всех, – заверил «НГ» доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. «Северсталь», к примеру, в 2016 году отгрузила потребителям 14,9 млн т железорудного сырья.
«Цены на продукцию договорные, поэтому они могут отличаться от рыночных, но не думаю, что значительно, – считает Суздальцев. – Вряд ли кто-то захочет торговать себе в убыток. О каких-либо компенсациях от российского государства не слышно… Есть проблема в том, что часть предприятий Донбасса составляет конкуренцию аналогичным предприятиям в России, так как работали на одном рынке – российском. Речь, к примеру, о производстве труб большого диаметра».
«Во-первых, и это очевидно, любые поставки не будут осуществляться в ущерб существующим клиентам как внутри страны, так и за рубежом. Во-вторых, вряд ли такие поставки будут осуществляться на нерыночных условиях, в ущерб своему финансовому положению, – заявил «НГ» замгендиректора компании «Финам» Ярослав Кабаков. – Речь может идти только о полноценной оплате, но будет это предоплата или деньги будут переведены позже, после выпуска готовой продукции, пока неизвестно». Кабаков считает, что такие поставки могут нести угрозу российским компаниям, причем перечень возможных последствий для них может быть весьма широким».
Попытки российских гигантов откреститься от этих сделок понятны: они легко могут подпасть под иностранные санкции, ведь свою продукцию та же «Северсталь» поставляет по всему миру и нарваться на запрет поставок не хотят.
«Со стороны Украины такого рода санкции бессмысленны, так как товарооборот между РФ и Украиной и так стремительно сокращается, но Евросоюз теоретически может дополнить уже существующие антироссийские санкции против российских предприятий, торгующих с «сепаратистами», – соглашается Суздальцев. – Но здесь есть нюансы: во-первых, до февраля текущего года с предприятиями Донбасса прекрасно торговали партнеры из самой Украины. Во-вторых, блокада сама по себе нарушает Минские соглашения, включающие и гуманитарный аспект. Санкции против российских партнеров предприятий Донбасса являются нарушениями Минских соглашений, так как обрекают население на безработицу и нищету».