0
7195
Газета СНГ Интернет-версия

30.03.2017 00:01:00

Узбекистан получит выход в Европу через грузинские порты

Тэги: узбекистан, садык сафаев, экономика, экспорт, грузия, гиоргий квирикашвили, ес


узбекистан, садык сафаев, экономика, экспорт, грузия, гиоргий квирикашвили, ес Узбекская делегация получила согласие Тбилиси помочь в организации экспортных маршрутов. Фото с сайта www.parliament.ge

Премьер-министр Грузии Гиоргий Квирикашвили и заместитель спикера Сената Олий Мажлиса (парламента) Садык Сафаев сегодня в Тбилиси обсудят активизацию торгово-экономических отношений, а также региональные инфраструктурные проекты. Для Узбекистана особый интерес представляет кавказский транспортный коридор, который даст возможность узбекским грузам следовать через черноморские порты Грузии, средиземноморский турецкий порт Мерсин  далее в Европу.

До Тбилиси узбекская парламентская делегация посетила еще и Баку. Цель – налаживание транспортно-коммуникационного сотрудничества между Узбекистаном, Азербайджаном и Грузией. Ранее аналогичные договоренности были достигнуты с Турцией в ходе визита вице-премьера Рустама Азимова в Анкару 1 марта нынешнего года. Узбекистан рассматривает любые возможности выхода своих товаров на европейский рынок, предлагая природный газ, хлопок-волокно, уран, цветные металлы, цемент, автомобили и плодоовощную продукцию. Главный вопрос, по мнению известного узбекского экономиста Бахтиера Эргашева, который рассматривается на переговорах, это формирование и применение на всем пути кавказского маршрута сквозного тарифа.

«Речь идет о формировании транспортно-транзитной магистрали из Узбекистана до порта Туркменбаши в Туркменистане, далее в Баку, затем по железной дороге Баку–Тбилиси–Карс (БТК) через Грузию в Турцию до средиземноморского порта Мерсин. А это значит, что откроется удобный маршрут в государства Ближнего Востока, северной Африки, в Европу и даже США», – сказал «НГ» Бахтиер Эргашев. Эксперт напомнил, что 18 марта 2017 года в Ташкенте состоялась первая трехсторонняя встреча руководителей железнодорожных ведомств Азербайджана, Грузии и Узбекистана, в ходе которой стороны договорились об открытии единого представительства железных дорог этих стран с целью более оперативного решения проблем, возникающих в ходе перевозок. Спустя неделю начались конкретные переговоры в Баку и Тбилиси. Вчера узбекские парламентарии осмотрели строительство грузинского порта Анаклия, который должен стать морскими воротами Грузии и частью проекта «Шелкового пути». Это еще один вариант доставки грузов по кавказскому маршруту.

Узбекистан сейчас ищет новых партнеров. «На мой взгляд, одна из самых актуальных задач сейчас  – интенсификация диалога с ближайшими соседями», – говорил «НГ» Садык Сафаев. Не случайно первый визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева состоялся в Туркменистан. В Ашхабаде были подписаны соглашения в транспортно-транзитной сфере и, в частности, по сотрудничеству железнодорожных администраций Узбекистана и Туркменистана. Главы двух государств открыли новые автомобильный и железнодорожный мосты через Амударью. «Узбекистан, таким образом, получил возможность выхода своих товаров и транзитных в порт Туркменбаши», – сказал Эргашев. Кстати, Ашхабад в рамках развития транспортно-коммуникационной сферы в Туркменистане ведет работу по модернизации порта в Туркменбаши на Каспии стоимостью в 2 млрд долл. и пропускной способностью до 15 млн т груза в год. По его словам, это не новый транспортный проект, а «идея транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия, которая реализовывалась в рамках проекта «ТРАСЕКА». «Магистраль Турция–Грузия–Азербайджан–Туркменистан–Узбекистан – это лишь участок пути. Проект будет иметь свое логическое продолжение, когда начнется строительство транспортного коридора Китай–Киргизия–Узбекистан, идея которого была озвучена еще в 1996 году. С тех пор много об этом говорится, были даже разработаны ТЭО (технико-экономические обоснования), но пока эта работа не перешла в практическую реализацию», – сказал Эргашев.

Против строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан выступала Москва. Российские эксперты указывали, что если эта дорога будет построена, то она поставит крест на военном, экономическом и культурном присутствии России в Киргизии. Дорога может угрожать безопасности РФ (см. «НГ» от 03.08.12). «Конкуренция между транспортными коридорами всегда была и будет. Каждая страна старается направить транспортные потоки именно через свою территорию. И Россия была всегда заинтересована в том, чтобы большую часть грузопотока между Китаем и Европой направить через свою территорию. Но проект, о котором мы говорим, имеет 20-летнюю историю. И большая его часть уже построена, в тестовом режиме пошли уже первые тепловозы. Сейчас идет согласование процедурных вопросов прохождения грузов: тарифы, цены, виды товаров, номенклатура товара и пр. Более того, за это время ситуация изменилась», – сказал Бахтиер Эргашев. По его мнению, в рамках китайско-российского сближения надо попытаться синхронизировать российские инициативы в Центральной Азии и китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути». В этом случае договоренность между Китаем и Россией будет достигнута и проект будет реализован. «Потому что без этого проект Европа–Кавказ–Азия, о котором мы сейчас говорим, окажется незавершенным», – сказал Бахтиер Эргашев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
852
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
477
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
923
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
559

Другие новости