Выступления в Минске власть подавила решительно и жестко. Фото с сайта www.svaboda.org
Вчера на улицах Минска снова задерживали людей. Их численность, по разным оценкам, приблизилась к 1000. Европа и США пока только «высказали озабоченность». Реальное количество задержанных в День воли оценить сложно, поскольку представители правоохранительных органов не дают никаких комментариев.
Правозащитники вчера не могли назвать итоговые цифры, так как в воскресенье задержания продолжались: с утра – в Минске, после обеда – в регионах. Известна судьба не всех задержанных. По разным оценкам, всего через отделы милиции Минска прошло около 1000 человек.
Как сообщалось, в субботу в Минске должно было пройти празднование Дня воли – мирная демонстрация в связи с 99-летием Белорусской Народной Республики. Однако власти сделали все, чтобы шествие в столице провести не удалось. Всю неделю в стране задерживали лидеров оппозиции, и к воскресенью никого из них на воле не было. В воскресенье не была известна судьба главного инициатора планируемого шествия – экс-кандидата в президенты Николая Статкевича. Его жена Марина Адамович сообщила журналистам, что уже третьи сутки у нее нет сведений о муже. При этом во всех местах, где в Минске содержат задержанных, ей заявили, что Статкевича у них нет.
В субботу на улицы Минска было выведено огромное количество спецтехники и бойцов спецподразделений. Белорусы и весь мир увидели, насколько улучшилось оснащение подразделений для борьбы с протестами за те годы, пока в стране не было массовых акций. На вооружении у них появились водометы, машины для разрушения баррикад, милиция вооружена ружьями, стреляющими резиновыми пулями.
Происходящее в Минске в субботу напоминало войну. Вооруженные до зубов бойцы спецподразделений в черном, которых минчане из-за круглых шлемов окрестили космонавтами, перекрыли все подступы к месту, где планировали собраться участники акции. Всех, кто пытался пройти за периметр перекрытия, «паковали» в автозаки – камеры на колесах производства Минского автомобильного завода. «Белорусы увидели, что полицейское государство – не метафора, а материализованная у нас мрачная реальность», – констатирует политический обозреватель Александр Класковский.
В субботу мир обошли кадры избиений тех, кто сам не хотел «пройти в автозак»: людей били резиновыми дубинками по всем частям тела, несли и тянули по асфальту за ноги. Исключения не делались ни для пожилых людей, ни для женщин, которые оказались случайно в центре города в субботу. Задержанных отвозили в отделения милиции, держали часами «на растяжке» лицом к стене, потом всех переписывали и большинство отпускали. Тем не менее около сотни задержанных все же получили «сутки» административного ареста. Шесть часов в отделении милиции провел британский журналист Филипп Ворвик. Как он рассказал после освобождения, его заковали в наручники, били и не позволяли связаться с посольством.
Европа и США прореагировали на происходящее в Белоруссии, высказав свою «глубокую озабоченность». США «призывают правительство Беларуси незамедлительно освободить задержанных мирных демонстрантов, правозащитников и журналистов и обеспечить право граждан на проведение мирных собраний и свободу слова в соответствии с его международными обязательствами», говорится в заявлении посольства. «Несмотря на призывы международной общественности к сдержанности, ответ служб безопасности был беспорядочным и неуместным», – констатировалось в заявлении официального представителя ЕС. В нем содержится требование освободить всех задержанных и напоминается, что «вопросы соблюдения в Беларуси универсальных основных свобод, верховенства закона и прав человека будут оставаться ключом к формированию ее отношений с ЕС». Как и в прежние времена периода холодной войны между Минском и Западом, решительнее, чем чиновники, настроены депутаты. «Если репрессии продолжатся, Европейская народная партия сделает все возможное, чтобы восстановить санкции против Лукашенко и его режима», – написал в Twitter ее глава, депутат Европарламента Жозеф Доль.
Наблюдатели и эксперты, оправляясь от шока, начинают комментировать ситуацию. «Действия властей потрясали не только крайней жестокостью, но и полной на первый взгляд абсурдностью, – пишет политический обозреватель Юрий Дракохруст. – Власть вышла подавлять революцию и не допускать майдан, а ни участники, ни организаторы ничего такого не задумывали». «Однако это абсурдно только на первый взгляд. Власть смотрела в далекое будущее, в неизвестность», – считает эксперт. Ситуация с каждым днем ухудшается, и, что будет завтра, неизвестно. «Рисовались в уме, видимо, всякие картинки вроде киевского майдана, каирской площади Тахрир и иных горячих мест на карте мира», – рассуждает он.
Происходящее в Минске напоминает 1937 год, полагает политолог Валерий Карбалевич. Дела шьются белыми нитками, количество превентивных задержаний беспрецедентно большое, как и масштаб запугивания заговорами боевиков. «Столица оказалась на военном положении. Кажется, никогда такого не было, чтобы был закрыт свободный въезд в город, все машины останавливали милиционеры с автоматами и проверяли документы», – пишет он в своем блоге.
По мнению Валерия Карбалевича, все это свидетельствует о том, насколько сильно травмирован Лукашенко широкими народными протестами последних недель, которые в одночасье разрушили образ «народного президента». «Делая ставку на голую силу и страх, он хочет испугать общество, которое глотнуло свободы, и загнать его назад. Обыватель неожиданно для себя увидел испуганную власть, которая довела сама себя до состояния психоза», – считает эксперт. Она своими же руками разрушает тот «концепт стабильности, который сама же создавала годами. «Думаю, с игрой в новый образ Беларуси закончено», – полагает он.
Однозначно предсказать последствия произошедшего сложно. «Введет ли теперь Запад снова санкции относительно Минска – неизвестно. По тем настроениям, которые господствуют в коридорах власти в европейских столицах, – скорее нет, чем да. Но «пряников» в виде кредитов, преференций, сотрудничества не будет», – считает Юрий Дракохруст.
Минск