Текстильная отрасль в Узбекистане нуждается в дополнительном финансировании. Фото с сайта www.narodnoeslovo.uz
В Узбекистан после длительного перерыва прибыла делегация Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) во главе с президентом Сумой Чакрабарти. На встрече с президентом Шавкатом Мирзиёевым он обсудит новые инвестиционные возможности и расширение присутствия банка в стране. В соседнем Казахстане выразили обеспокоенность активностью Узбекистана, полагая, что в «регионе обострится конкуренция за рынки и инвестиции».
Министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов заявил в среду на форуме CFO Summit 2017, что «укрепление региональных позиций Узбекистана может привести к смене экономического гегемона в Центрально-Азиатском регионе, а также усилить конкуренцию за инвестиции и рынки». Об этом сообщил интернет-журнал «Vласть». Обозначая внешние риски, которые угрожают Казахстану, министр обратил внимание на «пробуждающийся и либерализующийся Узбекистан». Он назвал эту страну амбициозной и, вероятно, обладающей большими возможностями, которые пока сложно всецело определить из-за формирующегося политического курса. «Но тем не менее это (укрепление Узбекистана. – «НГ») будет определенным вызовом для нас. Мы привыкли к тому, что – и, я думаю, с большой долей объективности можно сказать, – что Казахстан – региональный гегемон. Сейчас это может поменяться, я подразумеваю экономического гегемона. Может усилиться борьба за инвестиции, борьба за ниши, борьба за рынки. Это тоже один из вызовов, который нам предстоит в среднесрочном периоде решить», – заявил он.
Новая Стратегия развития на 2017–2021 годы, принятая в Узбекистане в начале нынешнего года, не осталась незамеченной на Западе. (Подробно об этом «НГ» писала в номере от 09.02.17.) В частности, намечено увеличение до 2030 года объема ВВП более чем в 2 раза. Для этого планируется реализовать 657 инвестиционных проектов общей стоимостью около 40 млрд долл., создать новые свободные экономические зоны, продолжать крупную программу импортозамещения и развивать крупные инфраструктурные проекты. В нынешнем году из намеченных 4,5 млрд долл. зарубежных вложений за счет иностранных кредитов под гарантию правительства планируется освоить 1,854 млрд долл. по 79 проектам, за счет прямых иностранных инвестиций – 2,65 млрд долл. по 120 проектам. Упор на прямые инвестиции, привлекаемые без государственных гарантий, связан с политикой руководства страны удерживать уровень внешнего долга – 16% от объемов ВВП в 2015 году.
Представители ЕБРР прибыли в Ташкент после семилетнего перерыва. С 2010 года банк не провел ни одной новой операции в Узбекистане, говорится на сайте организации. Тогда как существует взаимная заинтересованность. Узбекистану нужны инвестиции, и ЕБРР готов их предоставить. «Узбекистан важен для успешного регионального сотрудничества и экономического развития Центральной Азии. Я с нетерпением ожидаю нашего диалога и обсуждения путей повышения эффективности работы ЕБРР в Узбекистане, когда банк в настоящее время сохраняет небольшой портфель проектов. Мы уже видим несколько интересных областей, таких как региональное подключение и интеграция, консультационные услуги и финансирование для МСП (малое и среднее предпринимательство. – «НГ»), а также финансирование проектов в области зеленой энергии и повышения энергоэффективности», – заявил накануне визита в Ташкент президент ЕБРР Сума Чакрабарти.
Эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин позитивно оценил возвращение ЕБРР в Узбекистан. «Присутствие таких институциональных игроков, как ЕБРР, означает, что у государства есть потенциал развития и возможности для работы западных финансовых институтов. Соответственно это даст толчок развитию малого и среднего бизнеса. А именно это входит в приоритеты деятельности ЕБРР. Крупный бизнес всегда найдет возможность политической поддержки руководства страны, а проблемы среднего и малого бизнеса во многом сопряжены с отсутствием доступной финансовой инфраструктуры для развития», – сказал «НГ» Станислав Притчин. С другой стороны, по мнению эксперта, возвращение ЕБРР говорит о том, что власти заинтересованы в налаживании работы с такими международными финансовыми институтами. Будет более прозрачной и более понятной среда для ведения бизнеса. Все это вписывается в новую стратегию развития Узбекистана. Это серьезная помощь Ташкенту для развития важнейших отраслей, которые станут локомотивами экономического роста до 2020 года, – речь о текстильной промышленности, производстве строительных материалов, плодоовощном секторе, фармацевтике и туризме. То есть создается производственная цепочка товаров с добавленной стоимостью.
На неплохие перспективы Ташкента указывается в исследовании «Карта инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа» «Евразийского центра». Узбекистан с учетом заявленных реформ занял второе место, уступая Казахстану. «Учитывались как инвестиционные риски, так и потенциал для роста каждой из стран. Для Узбекистана это особенно актуально в свете смены главы государства. Транзит власти преодолен и пройден успешно. И на повестке дня стоит проведение реформ, которые должны быть реализованы в Узбекистане. И как раз приход ЕБРР стал еще одним позитивным сигналом того, что работа уже оценена зарубежными финансовыми институтами», – отметил Притчин.
Эксперт также отметил, что активизировался диалог Узбекистана как с соседями по региону, так и с Россией. В начале апреля должен состояться государственный визит Шавката Мирзиёева в Москву. Судя по официальным сообщениям, готовится к подписанию большой пакет соглашений, в том числе и по новым экономическим проектам. Накануне визита проводятся встречи не только на уровне федеральных и республиканских властей, но и на уровне регионов. Ожидается проведение регионального форума в Новосибирске для установления экономических связей между узбекскими регионами и российскими. «И это тоже позитивный сигнал. Узбекистан всерьез нацелен на то, чтобы активизировать контакты с партнерами, с соседями, с Россией, для того чтобы создать условия для развития своей экономики», – сказал Притчин.