Жители Бобруйска вышли на улицы, потому что наболело. Фото Reuters
В регионах Белоруссии продолжаются акции протеста против декрета «о тунеядстве», несмотря на приостановление действия этого документа. Власть вернулась к практике репрессий. Вчера акции прошли в Орше (Витебская область), Бобруйске (Могилевская область) и Рогачеве (Гомельская область). Кроме того, стихийные и незапланированные митинги состоялись в Волковыске (Гродненская область) и Бресте.
В субботу протестовали жители города Пинска (Брестская область), в пятницу – Молодечно (Минская область). Везде акции, которые получили название «Марши нетунеядцев», собирают по несколько сотен человек. Например, количество «марширующих» нетунеядцев в Молодечно наблюдатели оценили в 500 человек, в Пинске – 400, Бобруйске и Орше – 1000.
Акция в Молодечно была первой после совещания у президента Александра Лукашенко на эту тему и продемонстрировала отношение к сказанному президентом как со стороны населения, так и со стороны представителей власти. Напомним, что Лукашенко обвинил чиновников в плохом исполнении норм декрета, в результате чего под его действие попали не те тунеядцы, которых хотело вычислить государство, а просто люди. В связи с этим он распорядился приостановить его действие, то есть не взимать налог, а составить новые списки тунеядцев. Уже настоящих. Кроме того, он дал добро на задержание представителей оппозиции, которые пытаются политизировать выступления против декрета, и предупредил, что никаких майданов (читай: революций) в своей стране не допустит. «Все те, которых мы выпустили из застенков за прошлые деяния, если они не поняли, их надо вернуть обратно», – пригрозил Лукашенко.
Местные наблюдатели полагали, что все сказанное президентом, и в первую очередь мораторий на применение декрета, снизит протестную активность белорусов, однако этого не случилось. «Когда Лукашенко пришел к власти, он обещал запустить все заводы, но в итоге получилось наоборот – сейчас ничего не работает. В этой ситуации людей называют «тунеядцами» и предлагают за что-то платить. Для трудолюбивой белорусской нации это просто оскорбление», – мотивировал свой выход на площадь один из участников акции. По его мнению, приостановление действия декрета ничего не решает, просто власть хочет, чтобы все притихло, а потом снова начнет требовать деньги с безработных.
«Марш нетунеядцев» в Молодечно был действительно организован оппозицией, поэтому в полном соответствии с указаниями Лукашенко организаторы были задержаны. Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, глава христианских демократов, экс-кандидат в президенты Виталий Римашевский и лидер движения «За Свободу» Юрий Губаревич получили по 15 суток ареста. Еще несколько человек – крупные штрафы.
Показательно, что акции в субботу и воскресенье проходили практически без организаторов, представителей оппозиции и запрещенной символики. Наиболее «человечной» назвали местные наблюдатели акцию в Пинске. Люди просто вышли на площадь, жаловались друг другу и журналистам на жизнь, плакали, обижались, возмущались действиями власти, которая не дает возможности зарабатывать, а требует денег.
Может быть, из-за того, что этот тихий, простой, человечный и совсем не политический протест попал в Интернет благодаря журналистам, вчерашние акции начались именно с их задержаний. На момент подготовки материала было известно о семи задержанных в Орше журналистах. В социальных сетях сообщалось о задержании блогеров и активистов оппозиции в регионах. Поводы для задержания журналистов – надуманные: проверить документы в связи с подозрением на причастность к неким правонарушениям. Задача власти – продержать журналистов до окончания акции.
Эксперты и ранее, на момент принятия декрета о тунеядцах, предупреждали, что власть может споткнуться на нем, поскольку он затрагивает интересы своего электората. «Этим декретом Лукашенко впервые за 23 года больно ударил не по богатым, а по бедным, которые раньше всегда голосовали за него. Для богатых 200 долл. – это не деньги, они заплатили и забыли, а вот для бедных, которых в нынешней Беларуси сотни тысяч, – это большая проблема», – цитируют местные СМИ письмо в редакцию «простого белоруса». «Видно, что Лукашенко оторвался от этих людей, не слышит их и не понимает. Для них это очень обидно и больно. Это же они всегда голосовали за него, потому что считали его своим, а он уже давно не тот колхозник, которым был когда-то» – сокрушается рядовой избиратель.
На фоне происходящего правозащитники с грустью констатируют, что в Белоруссии вскоре снова может ухудшиться ситуация с правами человека и пойдет новая волна репрессий. Лукашенко настолько боится потерять власть, что теряет разум и опускается до брутальных разгонов и посадок, как это было после президентских выборов 2010 года. Тогда все наработанное в течение двух лет в выстраивании взаимоотношений с «цивилизованным миром» было уничтожено буквально за две недели и отношения с Западом заморозились на целую пятилетку. Эксперты полагали, что сейчас Лукашенко не пойдет на этот шаг, поскольку на Востоке уже есть один «фронт»: отношения с Россией хуже некуда, а открывать второй на Западе – верх безумства. Пока местные аналитики затрудняются предположить, пойдет ли Лукашенко дальше в репрессиях или все-таки здравый смысл возьмет верх.
Минск